Пособие «Маленький грамотей» по подготовке и обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста включает в себя три вида занятий. Первый вид занятий включает в себя задания, направленные на знакомство со звуком, выделение звука их потока звуков, слогов, слов. Второй вид занятий включает задания на закрепление артикуляционного уклада звука, его звуковой характеристики, выделение слов с данным звуком из текста, работа с текстом. Третий вид занятий включает задания на формирование зрительного образа буквы, развитие дифференцированных движений кисти руки.
Занятие 1
Тема: Звук «а»
Задачи: уточнить артикуляцию звука «а», учить четко интонировать звук «а» в слове, выделять из ряда гласных, слогов, слов, развивать дыхание, голос, выделять звук из начала, конца слов, упражнять в образовании формы В.п. сущ м.р. ед.ч.
Оборудование: звуковые сигнальные карточки, схема анализа артикуляции звука, картинки.
Орг. момент «Запомни-повтори» па-ба-да
1. Арт. гимнастика: «покусать верхнюю губу»
«покусать нижнюю губу», «птенчики»
2. Введение в тему
-как мы показываем доктору горлышко? (а-а-а)
Что это за доктор к нам пришел. Айболит:
«а» — со мною вместе пойте
«а»- пошире рот откройте
«а»- мы скажем громко, «а»- мы скажем тихо
все теперь мы будем знать, как умеет «а» звучать!
Что же это за звук такой узнаем?
Анализ артикуляции по схеме на доске:
-как губы работают, зубы, в каком положении язык, свободно проходит воздух, работает голосок
-Воздух свободно идет через рот
-голос работает, голос поет
-нет во рту преград разных, звук получается гласный!
Посмотрите каким сигналом- окошечком обозначим этот звук? Догадались, почему таким?
3. Развитие фонематического слуха:
— А давайте поиграем, звук «а» в окошечко поймаем:
:а,у,о,и,э,а,а,ы
:на, по, он, ах, ох,эх, Анна, автобус, Дима, Ника, дом, мак, кот,
4. Ф/з мин: речь с движением
Добрый доктор Айболит , он под деревом сидит
приходи к нему лечиться и корова и волчица, и жучок и паучок и медведица.
5. Выделение слов со звуком «а»
Чтобы быть здоровым доктор Айболит рекомендует фрукты: абрикосы, ананасы, арбузы, апельсины (на доску выставляются картинки).
-Где звучит «а» в этих словах? ( )
6. Образование формы В.П. сущ. м.р. ед.ч
-К доктору приходили и другие животные: (картинки выставляются) кот, заяц, волк
-Их вылечил доктор, как про них сказать , кого вылечил доктор?
-А где в этих словах звучит «а»? ( в конце слова)
7. Итог
-О чем говорили? С каким звуком знакомились? Он какой?
Занятие 3
Тема: Буквы Аа
Задачи: формировать графический образ буквы «а», учить соотносить звук и букву, развивать образное мышление, зрительное восприятие, учить составлять предложения с союзом «а», развивать мелкую моторику.
Оборудование: картинки предметные, картинка аист, «экранчики» и нити, листы для написания букв, карандаши.
Орг. момент: «Запомни-повтори» ка-па-та (варианты) сядет тот, кто вспомнит слова со звуком «а».
1. Аист с нами прожил лето, а потом гостил он где-то.
-Посмотрите аист в клюве принес письмо, а в нем буквы- домик для звука «а»
— Посмотрите на нее. Стихотворение.
2. Знакомство с буквой
Анализ элементов. Из каких частей состоит буква. Сколько понадобится палочек.
-На что она похожа. Моя буква «а» похожа на …
-Посмотрите на малую букву «а» Анализ элементов.
3. Закрепление буквы
-Выложим из пальчиков. Сложим большую букву и сложим малую букву.
-сегодня я приготовила «волшебные экраны» и нити, выложим букву «а» нитью (образец на доске). Работа на листочке:
-обвели пальчиками большую букву. Нашли верхний квадрат, там буква нарисована точками. Соедините точки и напишите букву «А» большую и букву «а» малую.
4. Физ/мин. «Аист»
5. Интонационное чтение (по таблице Цукановой)
-У буквы «а» разный характер. ( спокойный, плаксивый, любопытный) Скажем по-разному.
6. Работа с предложением
-Посмотрите на картинку и скажите ,как я.
Мальчик лепит, а девочка рисует.
7. Итог. С какой буквой знакомились? Сложим из пальчиков. Захарова О.В.
учитель-логопед, МАДОУ «ЦРР — Детский сад №335» г. Пермь.