03.08.2015      791      0
 

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка(пересказ сказки “Три медведя”)

Тема: Пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок Цель: Способствовать…


Тема: Пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок

Цель:

  1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).
  2. Закрепление образования названий детенышей диких животных.
  3. Развитие связной диалогической и монологической речи: полные ответы на вопросы взрослого; составление предложений по сюжетным картинкам; пересказ отрывка сказки; инсценировка отрывка сказки по ролям.
  4. Развитие словесно-логического мышления, зрительной и слуховой памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.

Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке “Три медведя” (6 штук), картинки с изображением диких животных, мяч, шапочки с изображением трех медведей, платочек для Маши, картинки с изображением диких животных в разных эмоциональных состояниях, наборное полотно, фланелеграф, корзинка.

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются, встают полукругом около логопеда.

I. Вводная беседа.

— Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (“Колобок”, “Как собака друга искала”, “Хвосты”, “Красная Шапочка” и т.д.)

— Да, сказки любят все дети. Очень часто в сказках главными героями являются животные. Какие бывают животные? (Животные бывают дикие и домашние.)

— Каких диких животных вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка.) (Картинки выставляются на панно.)

— Молодцы, ребята.

II. Образование названий детенышей диких животных.

— Диких животных вы знаете. Давайте поиграем в игру “Кто у кого?” (Логопед бросает детям мяч и называет взрослого животного, ребенок возвращает мяч и называет детеныша. Картинки выступают в качестве зрительной опоры.)

У медведя – (медвежата)У ежа – (ежата)
У волка – (волчата)У белки – (бельчата)
У лисы – (лисята)У зайца – (зайчата)

III. Сообщение темы занятия. Создание игровой ситуации.

— Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, а волшебное, сказочное. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Попасть туда можно на волшебном ковре-самолете. Посмотрите, ковер-самолет уже готов отправить нас в сказочную страну. Давайте сядем на него. (Логопед вместе с детьми проходит к “ковру-самолету”, садятся кругом.)

IV. Развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.

— Ребята, чтобы ковер-самолет взлетел, давайте скажем волшебные слова:

(Хором)  “Раз, два, три,

В гости к сказке нас неси!”

— Вот и взлетел наш ковер-самолет. Посмотрите вниз. Под кустиком спрятался зайчик, только ушки видны. Давайте покажем, какие длинные у зайчика ушки. (Речь с движениями.)

AУшки длинные у зайца,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

— По-моему, мы приближаемся к сказочному лесу. Вот мы и прилетели. (Логопед вместе с детьми идет к сказочному лесу.)

— В сказочной стране живет много сказок. Сегодня мы побываем в одной из них. Отгадайте, какая это сказка.

Загадка:

“Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала”. (Эта сказка называется “Три медведя”.)

— Правильно, это сказка “Три медведя”. Присаживаетесь на пенечки и слушайте сказку внимательно.

V. Рассказывание сказки логопедом. Соотнесение содержания сказки с сюжетными картинками.

— Я буду рассказывать сказку, а вы – расставлять картинки, соблюдая последовательность событий. (Картинки предъявляются на фланелеграфе вперемешку. Последовательно выставляются детьми на панно.) Логопед рассказывает сказку и периодически останавливается в том месте, где заканчиваются события, изображенные на картинке.

— Где эта картинка? Хорошо, правильно. Слушайте сказку дальше.

123456
  • Маша у домика.
  • Маша в столовой.
  • Маша в спальне.
  • Медведи в столовой.
  • Медведей в спальне.
  • Маша убегает.

VI. Беседа по содержанию сказки.

— Ребята, понравилась вам сказка? (Да.)

— Кто герои этой сказки? (Герои сказки три медведя и девочка Маша.)

— Что случилось с Машей в лесу? (Маша заблудилась в лесу.)

— Какой стала Машенька, когда поняла, что заблудилась? (Маша стала грустной. Она испугалась.)

— Ребята, возьмите картинки, которые лежат около пенечков. Покажите, у кого грустное животное. (Дети соотносят эмоциональное состояние героев сказки с изображениями животных на картинках.)

— В чей домик попала Маша в лесу? (Девочка попала в домик трех медведей.)

— Что почувствовала Машенька: она обрадовалась или огорчилась? (Маша обрадовалась)

— Покажите, у кого радостное животное.

— Почему Маша зашла в домик? (Потому что она думала, что там живут люди. Потому что она устала.)

— Как звали медведей? (Медведей звали Михайлов Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.)

— Каким был Михайло Иванович? (Михайло Иванович был большим, грозным, сердитым, злым.)

— Покажите, у кого сердитое животное.

— Как звали медведицу? (Медведицу звали Настасья Петровна.)

— Какая была Настасья Петровна? (Настасья Петровна была добрая, ласковая, заботливая.)

— Покажите, у кого доброе животное.

— Какой был медвежонок Мишутка? (Он был веселый, маленький, забавный, смешной.)

— Покажите, у кого веселое животное.

— Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем в игру “Маша и медведи”.

VII. Физ. минутка.

Среди детей выбираются три медведя и Машенька: дети встают спиной к логопеду, закрывают глаза. Логопед дотрагивается до одного из детей.

Ребенок: “Ой, задели по спине, значит Машенькой быть мне”.

Один из детей выбирает медведя: “Ну-ка, нужно посмотреть, будешь ты у нас медведь” (тот, до кого дотронулись, становится медведем).

Выбираем медведицу. Ребенок: “Покружусь и встану прямо, быть тебе медвежьей мамой”

Выбираем медвежонка. Логопед: “Не обидно никому, медвежонком быть ему”

Машеньке повязывается платочек, медведям надеваются на голову маски. Машенька садится на ковер, медведи подражают голосам животных из сказки.

Медведь (грозным голосом): “Кто ел из моей миски?”

Медведица: “Кто сидел на моем стуле?”

Медвежонок: “Кто спал на моей кровати?”

Машенька убегает, медведи ее догоняют.

VIII. Пересказ сказки с элементами драматизации.

— Ребята, мы весело поиграли. А теперь давайте сами попробуем рассказать сказку.

Дети пересказывают сказку, опираясь на расставленные сюжетные картинки до того места, где появляются медведи: картинки 1-3 (по цепочке).

— Давайте покажем, что было дальше (инсценировка, картинки 4-6).

— Понравились ли вам в сказочном лесу? (Да) Но наше время истекло, пора возвращаться в детский сад. (Дети прощаются со сказкой, садятся на ковер-самолет)

— Давайте снова скажем волшебные слова:“Раз, два, три, снова в садик нас неси!”

IX. Итог.

— Где мы сегодня побывали?

— Какие герои сказки вам понравились? Почему?

— Ребята, мне очень понравилось, как вы изображали медведей и Машеньку, как рассказывали сказку. Мы еще побываем с вами в сказке. Курашкина Е.У., учитель-логопед МДОУ “Детский сад №127 комбинированного вида”, г.Саранск


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Мы вКонтакте