16.09.2014      3872      0
 

Конспект открытого занятия- досуга “Умницы и умнички. Дифференциация звуков Ц-Ч”

Тема занятия: Дифференциация звуков Ц- Ч. Буквы Ц-Ч. Цель: Формирование умения различать звуки Ц-Ч в…


Конспект открытого занятия- досуга “Умницы и умнички. Дифференциация звуков Ц-Ч”

Конспект открытого занятия- досуга “Умницы и умнички. Дифференциация звуков Ц-Ч”

Тема занятия: Дифференциация звуков Ц- Ч. Буквы Ц-Ч.

Цель: Формирование умения различать звуки Ц-Ч в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. закрепить знания по теме “Животные и их детёныши”;
2. закрепить знания детей о предложении, развивать умение анализировать предложение, определять количество и последовательность слов в предложении, распространять предложение словами определениями;
3. закрепить зрительные образы букв Ц, Ч;

Коррекционно-развивающие:

1. развивать фонематическое восприятие, умение выделять звуки Ц-Ч из слогов, слов;
2. развивать слоговую структуру слов, формировать умение выделять последний слог в слове; составлять слова из слогов, выделять ударный слог в слове.
3. формировать навык словообразования с помощью суффиксов –иц-, -ичк-;
4. развивать зрительное восприятие, мышление;
5. развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитывать умение работать в команде, чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.

Предварительная работа: знакомство с буквами Ц, Ч, упражнения в чтении слогов, слов, коротких предложений.

Обеспечение: магнитная доска, набор букв, слоговые карточки, предметные картинки, тетради, карандаши

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Деление детей на две группы: умницы и умнички.

Сегодня мы будем участвовать в игре “Умницы и умнички”.Одна команда –умницы, другая –умнички.

За правильные ответы игроки получают фишки. В конце нашей игры фишки подсчитываются. Выиграет та команда, которая наберёт больше фишек.

2. Характеристика звуков Ц, Ч. Определение схожести и различия звуков.

Мы вспомним звуки Ц и Ч. Как вы думаете, какая команда расскажет про звук Ц? Умницы. Т.к. в слове умницы слышится звук Ц..

Какая команда расскажет про звук Ч? Умнички, т.к. в слове умнички слышится звук Ч.

Ц звук Ц согласный, глухой, всегда твёрдый, при произнесении губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

Ч звук Ч согласный, глухой, всегда мягкий, при произнесении губы выдвинуты вперёд, кончик языка упирается в верхние зубы.

Чем похожи и чем отличаются эти звуки?

3. Развитие слухового восприятия.

Проверим, как вы умеете слушать. Если в слоге или слове слышится звук Ц ,встают умницы, если звук Ч ,встают умнички. Цы, чо, оц, ач, уч, чи, цы, уц. заяц, ночь, кочка, яйцо, кольцо, плечо, чек, цена.

4. Игра “Волшебники” Превратите слово, чтобы в нём появился звук Ц (для команды умниц), или звук Ч (для команды умничек) (игра с мячом).

1) Лиса- лисица-лисичка, лук- луковица- луковичка, сестра-сестрица-сестричка, пуговка-пуговица-пуговичка, вода- водица- водичка, венок- венец- веночек, зуб- зубец- зубчик, блюдо- блюдце- блюдечко.

2) палец-пальчик огурец- огурчик ларец- ларчик конец-кончик рубец- рубчик птенец- птенчик заяц- зайчик яйцо- яичко лицо- личико кольцо- колечко овца—овечка улица- улочка перец- перчик рукавица- рукавичка птица—птичка курица- курочка

3) Назовите мам для детёнышей:

У верблюжонка- верблюдица, У львёнка- львица,
У буйволёнка- буйволица, У ослёнка- ослица,
У тигрёнка- тигрица, у медвежонка- медведица,
у орлёнка- орлица.

4) Назовите детёнышей мам:

У зайчихи-зайчонок, у белки- бельчонок,
У крольчихи- крольчонок, у галки- галчонок,
У сороки-сорочонок, у волчицы- волчонок.

5. Игра “Закончите слово”( с использованием мяча).

Я начну слово, а вы закончите, добавив слог ЦЫ или ЧИ:

Зай- мя- пти- лу- кирпи- молод-
Кон- тан- огур- зада- гра- паль-
Обру- спи- вра- да-

6. Найдите правильные буквы.

На доске буквы Ц .Ч, правильно и неправильно написанные.. Дети стирают неправильные буквы.

7. Игра “составим слово”.  

У вас на столах рассыпанные слоги ,соберите из них слова, прочитайте, назовите ударный слог.

Бабочка, веточка, чемодан, человек, задача, удача, качели, вечерок, часики, чеснок

Молодец, курица, леденец, лисица, царица, танцы, цапля, палец, синица.

8. Физминутка.

Наши нежные цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
наши нежные цветки закрывают лепестки,
головки опускают и тихо засыпают.
Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики в маленькой избушке,
Мыли они ушки, мыли они лапочки,
Наряжались зайчики обували тапочки.

9. Отгадывание загадок.

На столах-картинки .Я загадаю загадку, у кого картинка -отгадка, поднимет руку и назовёт.

(Черепаха)
(Солнце)
(Месяц)
(Тучи)
(Скворец)
(Ножницы)
(Мельница)
(Курица)
(Чайник)
(Часы)
(Очки)
(Ручка)
(Удочка)
(Бабочка)
(Огурцы)
(Овца)

10. На доске зашифрованы отгадки.

Согласные буквы смылись водой, остались только гласные буквы. Догадайтесь, какие слова зашифрованы.

ОА, ОУЫ, АОА, УОА, УА, ОЕ, ОИЫ, ОИ, АЫ, АИ, АИ, ЕИА, УИА, ЕЕАА. ОЕ, ЕЯ, УА,

11. Игра “Печатная машинка” .

Упражнения для развития мелкой моторики.

Как на пишущей машинке
две хорошенькие свинки
и постукивают и похрюкивают:
туки-туки-туки тук,
хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.

Я продиктую предложения, встанет тот, у кого нужная буква.
У волчицы волчата.
Выложить предложение на доске. Чтение предложения.

12. Подведение итогов.

О каких звуках мы говорили на занятии? Что вам понравилось? Подсчёт баллов. Баркалова Е.В., учитель-логопед.