09.08.2017      487      0
 

Конспект открытого подгруппового занятия НОД «Птицы»

Тема: Птицы. Цель: автоматизация звука /Р/ в слогах, словах, предложениях. Задачи: закрепить навык правильного артикуляционного…


Конспект открытого подгруппового занятия НОД "Птицы"Тема: Птицы.

Цель: автоматизация звука /Р/ в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • закрепить навык правильного артикуляционного уклада при произношении звука /Р/;
  • автоматизировать звук /Р/ в слогах, словах, предложениях;
  • развивать мелкую моторику, речевое дыхание, пространственное восприятие, слуховое, зрительное внимание, фонематическое восприятие;
  • активизировать словарь по теме «Птицы»;
  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа, согласовывать существительные с числительными;
  • развивать связную речь через пересказ текста;
  • формировать навык слогового чтения;
  • развивать интерес к окружающему миру природы;
  • воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству детей, разрезные картинки с изображением птиц, бумажные птицы, артикуляционный профиль звука /Р/, иллюстрации птиц, карточки с числами от 1 до 10, аудиозапись голосов птиц.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Складывание разрезных картинок.

Детям предлагается сложить картинки с изображением воробья, дятла, ласточки, аиста и назвать птиц, которые на них изображены.

2. Активизация словаря по теме «Птицы»

Кто изображен на ваших картинках?

Как можно назвать их одним словом?

Сегодня мы поговорим о птицах. За ваши правильные ответы я буду давать перышки с буквами, в конце занятия мы сложим из них слоги и слова.

3. Дыхательная гимнастика.

Перед вами бумажные журавлики.

Подуем на птиц длительным, плавным выдохом так, чтобы они «полетели».

Как вы думаете, журавли – зимующие или перелетные птицы?

Каких перелетных птиц, кроме журавлей, вы знаете?

4. Артикуляционная гимнастика.

Скворушка – серенькое перышко.

Поможем скворцу добраться до скворечника. Для этого нужно выполнить следующие упражнения.

Артикуляционные упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Прятки»

5. Артикуляционный уклад звука /Р/.

Вспомним, как правильно нужно произносить звук /Р/.

Губы в улыбке, зубы на большом расстоянии, язык широкий, поднимается вверх, к альвеолам за верхними зубами. Дуем на кончик языка, он дрожит.

Произнесем звук /Р/.

6. Автоматизация звука /Р/ в слогах.

«Вороны разговаривают».

Две вороны, две подружки,
Прогулялись по опушке.
Подсмотрели во все щели,
На забор сели и запели… Кра! Кра!

Повторение слогов:

кра – кру – кры

кро – кры – кру

кру – кра – кро

кры – кра – кро

дра – дру – дры

пра – пру – пры

тра — тру – тры

бра – бру — бры

Пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка.
Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта — развеселый чиж,

Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам!

7. Автоматизация звука /Р /в словах.

«Кто улетел?».

Посмотрите внимательно на птиц и постарайтесь запомнить. Когда вы закроете глаза, одна из птиц «улетит», назовите, какой птицы не стало.

«Сосчитай птиц» Одна ворона, две вороны, …, десять ворон.

(Воробей, глухарь, скворец, дятел, дрозд)

8. Динамическая пауза. «Будь внимателен».

Ласточка – взмах руками,

аист – стоять на одной ноге,

воробей – присесть, указательными пальцами постукивать по полу («клевать»)

9. Автоматизация звука /Р/ в предложениях.

Послушайте рассказ.

Ворон и сорока.

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку трещала, а рядом ворон сидел молча.

— Что ты молчишь, — спросила его сорока, или ты не веришь тому, что я рассказываю?

— Плохо верю, кума, — отвечает ворон. – Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врет.

К. Ушинский.

О ком этот рассказ? Что делала сорока? Что делал ворон? Что спросила сорока? Что ворон ответил сороке?

Пересказ текста детьми.

10. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

Предлагаю вам послушать запись голосов разных птиц.

Внимательно послушайте и назовите, чей это голос.

Звучит голос воробья, вороны, глухаря, скворца.

На прогулке, в походе, по дороге в детский сад вслушайтесь в крики и пение птиц. Попробуйте угадать голос какой птицы звучит, какое настроение у птицы (радостное или тревожное).

11. Синтез слогов и слов с буквой Р. На перышках, которые вы получали за правильные ответы, написаны буквы. Сложите из букв слоги и слова, прочитайте их.

11. Итог занятия. О ком мы сегодня говорили?

Назовите птиц, в названии которых есть звук /Р/. Шампорова С.А. учитель-логопед, МАДОУ Детский сад №21.