1. Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж,Ш в устной и письменной речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие слогового анализа слов.
4. Повторить правило написания жи, ши.
5. Развитие пальчиковой моторики.
6. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
7. Развитие воображения.
8. Развивать умение соотносить звуки c буквами.
9. Воспитывать самоконтроль.
10. Уточнить артикуляционные и акустические характеристики звуков.
Оборудование :
• картинки на развитие воображения,
• зеркала,
• изображение букв,
• мальчики – колокольчики,
• картинки со слогами,
• разрезные буквы,
• картинки,
• артикуляционные профили звуков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Развитие воображения.
2. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадки, выделите первый звук. Где же вы ее найдете? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит: квас, ква, ква!( жаба)
В клевере моя постель — Прожужжал усатый… ( шмель)-Назовите первые звуки в словах.
-С какими звуками и буквами мы сегодня будем работать с вами?
3. Уточнение артикуляционных и акустических характеристик звуков.
При произнесении звука [ш]
— губы округлены и вытянуты вперед;
— широкий язык наверху, образует “ чашечку”;
— тёплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горло “ молчит”.
Символ звука: змея : ШШШШШШШ
При произношении звука [ж]
— губы округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий язык наверху, образует “ чашечку”;
— тёплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горло “работает”.
Символ звука: жук : ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
К какому мальчику – колокольчику относится звук [ш]? ( синему)
Какой он? ( он всегда твердый)
Открываем колокольчик или нет? (нет, он глухой).
К какому мальчику – колокольчику относится звук [ж]? ( синему)
Какой он? ( он всегда твердый)
Открываем колокольчик или нет? ( да, он звонкий).
Дайте полную характеристику этим звукам.
4. Развитие фонематического слуха.
• Хлопните в ладоши 1 раз когда услышите звук [ж], 2 раза – звук [ш]:
Шуба, жара, жаба, кошка, ёжик, жук, камыш, жаворонок, мышь, жираф, малыш.
• Повторите слоги:
Жа-ша-жа
Шо- шо- жо
Жи- ши- жи
Жу-жу-шу
Ша-ша-жа
Жо-жо-шо
Жи-жи-ши
Шу-жу-шу
5. Соотнесение звуков с буквами.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук, издает жужжащий звук:
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
6. Развитие пальчиковой моторики.
Указательные пальцы
Вышли потренироваться
Ручку они схватили
И ужасно удивились:
Нет карандаша уже-
Появилась буква Ж.
Пальцы сжали в кулачок,
Ручечку зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни два пальца
И подумай не спеша,
Что за буква? Ясно- Ш.
7. Дифференциация согласных в словах.
• Игра “ Слова рассыпались”
Все слова раньше начинались с Ш или Ж, а потом слова рассыпались, вы должны собрать эти слова: н Ж е я( Женя), а ж а б( жаба), и ж р а ф( жираф);к а ш п а ( шапка), т ш у к а ( шутка), а ш р ( шар).
• Прочитать записанные на сердечках слоги, составить из них слова, разделить на слоги: ко, шо , кру, ва, лад, ла, же, ши, шко, ма, на, же, ле, та, э, зо, жи, ба, гаж.
• Повторим правило написания жи, ши. Вписать указанные слоги в данные слова: жи, ши.
Ска…, напи…, пока… , …петь, …раф, …рина.
8. Физ. минутка.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
9. Дифференциация согласных в словосочетаниях.
Составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков, запишите их, выдели буквы Ж, Ш разным цветом. шов змеиная карандаши грубый кожа цветные
10. Дифференциация согласных в предложениях.
Вставьте пропущенные буквы Ж и Ш.
Одна..ды мы …агали по аллее. По доро..ке бе..ал е..ик с ..и..ками на иголках. Доро..ка была ..ирокая.
11. Итог занятия. Чем сегодня занимались на уроке? Дайте характеристику звукам. Исакова Е.П., учитель — логопед, МБОУ г.Иркутска СОШ № 73.