25.08.2014      988      0
 

Конспект открытого логопедического занятия с общем недоразвитием речи. «Дифференциация звуков [ж],[ш] и букв Ж и Ш ”

Конспект открытого логопедического занятия с обучающимися 3 класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. «Дифференциация…


Конспект открытого логопедического занятия с общем недоразвитием речи. "Дифференциация звуков [ж],[ш] и букв Ж и Ш ”

Конспект открытого логопедического занятия с общем недоразвитием речи. «Дифференциация звуков [ж],[ш] и букв Ж и Ш ”

Конспект открытого логопедического занятия с обучающимися 3 класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. «Дифференциация звуков [ж],[ш] и букв Ж и Ш ”Цели:

1. Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж,Ш в устной и письменной речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие слогового анализа слов.
4. Повторить правило написания жи, ши.
5. Развитие пальчиковой моторики.
6. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
7. Развитие воображения.
8. Развивать умение соотносить звуки c буквами.
9. Воспитывать самоконтроль.
10. Уточнить артикуляционные и акустические характеристики звуков.

Оборудование :

• картинки на развитие воображения,
• зеркала,
• изображение букв,
• мальчики – колокольчики,
• картинки со слогами,
• разрезные буквы,
• картинки,
• артикуляционные профили звуков.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Развитие воображения.

2. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадки, выделите первый звук. Где же вы ее найдете? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит: квас, ква, ква!( жаба)
В клевере моя постель — Прожужжал усатый… ( шмель)-Назовите первые звуки в словах.
-С какими звуками и буквами мы сегодня будем работать с вами?

3. Уточнение артикуляционных и акустических характеристик звуков.

При произнесении звука [ш]

— губы округлены и вытянуты вперед;
— широкий язык наверху, образует “ чашечку”;
— тёплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горло “ молчит”.
Символ звука: змея : ШШШШШШШ

При произношении звука [ж]

— губы округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий язык наверху, образует “ чашечку”;
— тёплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горло “работает”.

Символ звука: жук : ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

К какому мальчику – колокольчику относится звук [ш]? ( синему)

Какой он? ( он всегда твердый)

Открываем колокольчик или нет? (нет, он глухой).

К какому мальчику – колокольчику относится звук [ж]? ( синему)

Какой он? ( он всегда твердый)

Открываем колокольчик или нет? ( да, он звонкий).

Дайте полную характеристику этим звукам.

4. Развитие фонематического слуха.

• Хлопните в ладоши 1 раз когда услышите звук [ж], 2 раза – звук [ш]:
Шуба, жара, жаба, кошка, ёжик, жук, камыш, жаворонок, мышь, жираф, малыш.

• Повторите слоги:
Жа-ша-жа
Шо- шо- жо
Жи- ши- жи
Жу-жу-шу
Ша-ша-жа
Жо-жо-шо
Жи-жи-ши
Шу-жу-шу
5. Соотнесение звуков с буквами.

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук, издает жужжащий звук:
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

6. Развитие пальчиковой моторики.

Указательные пальцы
Вышли потренироваться
Ручку они схватили
И ужасно удивились:
Нет карандаша уже-
Появилась буква Ж.

Пальцы сжали в кулачок,
Ручечку зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни два пальца
И подумай не спеша,
Что за буква? Ясно- Ш.

7. Дифференциация согласных в словах.

• Игра “ Слова рассыпались”

Все слова раньше начинались с Ш или Ж, а потом слова рассыпались, вы должны собрать эти слова: н Ж е я( Женя), а ж а б( жаба), и ж р а ф( жираф);к а ш п а ( шапка), т ш у к а ( шутка), а ш р ( шар).

• Прочитать записанные на сердечках слоги, составить из них слова, разделить на слоги: ко, шо , кру, ва, лад, ла, же, ши, шко, ма, на, же, ле, та, э, зо, жи, ба, гаж.

• Повторим правило написания жи, ши. Вписать указанные слоги в данные слова: жи, ши.
Ска…, напи…, пока… , …петь, …раф, …рина.

8. Физ. минутка.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

9. Дифференциация согласных в словосочетаниях.

Составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков, запишите их, выдели буквы Ж, Ш разным цветом. шов змеиная карандаши грубый кожа цветные

10. Дифференциация согласных в предложениях.

Вставьте пропущенные буквы Ж и Ш.
Одна..ды мы …агали по аллее. По доро..ке бе..ал е..ик с ..и..ками на иголках. Доро..ка была ..ирокая.

11. Итог занятия. Чем сегодня занимались на уроке? Дайте характеристику звукам. Исакова Е.П., учитель — логопед, МБОУ г.Иркутска СОШ № 73.