09.08.2017      1369      0
 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области на тему: “Отчего у лисы длинный хвост?”

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий….


Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  1. формировать целенаправленное восприятие и анализ текста;
  2. развивать навыки планирования пересказа (с опорой на наглядность).
  3. закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
  4. коррекционная работа по активизация памяти, внимания, мышления.

Методические приёмы: Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического плана рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, сюрпризный момент.

Оборудование: сборник стихов, рассказов, сказок о животных “Кот-ворюга”; графические схемы, зубчик чеснока, корзина с лисёнком (мягкая игрушка).

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказа Н. Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?”. Рассматривание иллюстраций.
  2. Повторение лексической темы “Дикие животные”. Отгадывание загадок.
  3. Д/игры “Кто больше подберёт действий (признаков)?”, “Чья голова? Чей хвост?”.
  4. Закрепление умения составлять сложные и распространённые предложения.
  5. Экскурсия в библиотеку.
  6. Просмотр телепередач про животных.

Словарная работа: Любопытство, прорезались, вытягиваться, невиданное, неслыханное, “нечуянное”.

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика:

Са-са-са – вот идёт Лиса.
Су-су-су – видим мы Лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са – Лисонька-краса.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

— Ребята, скажите, про кого можно так сказать?

Посмотри, какая –
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой! (лиса).

— Как вы догадались, что это лиса? (хвост пушистый и большой; ходит в шубе дорогой).

— Что значит “горит, как золотая” (шубка у лисы рыжего цвета).

— А как называют детёнышей лисы? (лисята)

— Посмотрите, а кто это вас ждёт в корзинке? (лисёнок). (в группе стоит корзинка с лисёнком (игрушкой). Дети разглядывают, гладят).

2. Игра с лисёнком “Отвечай быстро” (дети стоят в кругу).

— Какие лисята по характеру, по повадкам? (шустрые, глупенькие, осторожные, игривые, любопытные).

— У лисят глаза какие? (узкие, маленькие, блестящие).

— Ушки, какие? (маленькие, чуткие).

— Лапки, какие? (тоненькие, слабенькие).

— Хвостик, какой? (рыженький, пушистенький, коротенький).

— Как зовут маму лисёнка? Папу? (лиса, лисица, лис).

— Как называется домик лисы? (нора).

— Чья нора? (лисья).

— Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе. Сегодня мы вспомним рассказ Николая Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?” (воспитатель раскрывает книгу и показывает детям иллюстрацию к рассказу).

— Кто здесь главные герои? (лисята).

— Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа (чтение).

— Отчего же становится длинным лисий хвост? (от любопытства).

— В какую пору лисята становятся любопытными? (когда прорежутся глаза).

— А что им интересно увидеть? (им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет).

— Лисята всего боятся, им страшно, они ещё маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика.

— А кто им поможет преодолеть этот страх? (мама лиса).

3. Игра “Трудные слова”

— Сейчас мы поиграем в игру “Трудные слова”. В игре будут встречаться трудные слова: невиданное, неслыханное, “нечуянное”, любопытство, прорезались, вытягиваться (произнести медленно).

— Что означает невиданное? Покажите. (дети закрывают руками глаза).

— Невиданное – означает никогда не видели.

— Что означает неслыханное? Покажите. (закрывают руками уши).

— Неслыханное – означает никогда не слышали.

— А сейчас закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце? (зубчик чеснока).

— Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали чеснок, то не поняли бы, что это.

— Что означает “нечуянное”? (предположения детей). (Выставить на доску схематическое изображение лисьей головы ).

— Посмотрите на схему. Что означает перечёркнутый глаз, перечёркнутое ухо, нос? (невиданное, неслыханное, “нечуянное”).

— В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (когда всё хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать).

— Ребята, а у меня ещё есть трудные слова.

— Что значит прорезались?

— Правильно, появились. Что может прорезаться? (глаза, зубы, голос).

— А теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх и потянитесь. Мы с вами сразу стали выше, то есть вытянулись в длину.

— Что значит вытягиваться?

— Правильно, расти в длину.

— Давайте вместе со мной вспомним эти слова: невиданное, неслыханное, “нечуянное”, любопытство, прорезались, вытягиваться.

4. Физкультминутка

У нас славная осанка И как мишка косолапый.
Мы свели лопатки И как серый волк-волчище.
Мы походим на носках, И как заинька-трусишка,
А потом на пятках. Вот свернулся волк в клубок,
Пойдём мягко, как лисята Потому что он продрог.

— Ребята, я прочитаю рассказ ещё раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить. Схемы вам в этом помогут. (чтение). (Дети парами пересказывают рассказ. Затем один ребёнок повторяет рассказ целиком).

5. Итог занятия

— Чем мы занимались сегодня на занятии?

— Как назывался рассказ, который пересказывали?

— О ком говорилось в рассказе?

— Вам понравилось читать произведения про животных?

— А сейчас давайте внимательно посмотрим в корзинку, может лисёнок вам приготовил подарки? Вы ведь все так хорошо занимались! (в корзине находится энциклопедия про животных и диск с мультфильмами про животных).  Никитина А. В., воспитатель МБДОУ детский сад № 4 “Светлячок” г. Б ологое.