Цели: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; закрепление акустико-артикуляционного образа звука; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания; развитие фонематического восприятия; формирование положительного отношения к занятиям; воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: девочка Оля, картинка больной девочки, индивидуальные зеркала, дракоша, предметные картинки, буква Оо, красные шнурки, таблица для чтения, схема различения звуков и букв.
Ход занятия
1. Организационный этап: Упражнение «Знакомство с Олей»
Л-д выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.
Л-д — Ребята посмотрите на картинку, что на ней изображено? (девочка болеет)
Л-д — Правильно, девочку зовут Оля, она заболела и охает «О-о-о». Давайте поохаем как Оля (о-о-о), Оля удивилась что она заболела (о-о-о), Оля огорчилась горло сильно болит (о-о-о), Оля обрадовалась, ей принесли сладкий мёд лечить горло (о-о-о).
Л-д — Какой звук мы произносили? (звук О)
Л-д — Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой О.
Л-д размещает на доске схему различения звуков и букв.
Л-д — Ребята, вы помните, что звуки мы слышим и произносим, а чем мы слышим? (ушами)
Л-д — А что помогает нам произносить звуки? (язык, губы)
Л-д — Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:
1) Разбор артикуляции.
Л-д раздаёт зеркала для индивидуальной работы.
Л-д — Давайте споем звук [о], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.
Л-д вместе с детьми поют звук [о] с повышением и понижением тона.
Л-д — Ребята, а что делают наши губки, ротик, когда мы произносим О? (губки вытягиваются вперед, ротик открыт широко, воздух выходит свободно, преграды нет)
Л-д — Значит, звук О – гласный и обозначаем мы его красным цветом.
2) Упражнение «Внимательные ушки».
Л-д — А теперь вы встанете и будете приседать, если услышите звук [о].
Л-д произносит следующий ряд звуков, слогов, слов: [о], [у], [а], ум, ин, ат, ко, бу, по, на, ро, утка, остров, аист, уши, осёл, обезьяна, очки.
3) Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Выработка плавного замедленного выдоха.)
Л-д — Чтобы красиво произносить звуки, нам надо научить губы и язык выполнять разные упражнения и еще надо научиться правильно дышать.
Л-д — Давайте сделаем вдох носиком, выдох ротиком, губки трубочкой, щечки не надуваем и на выдохе произнесём О. Для контроля используем руку: на вдохе «нюхаем» свою ладошку, на выдохе – дуем в раскрытую ладошку и протяжно произносим о-о-о.
Л-д — Посмотрите ребята, кто к нам пришёл? (Дракошка-Татошка)
Л-д — Ему тоже захотелось с нами поиграть.
Дети выполняют упражнения: открыть – закрыть окно, лягушки улыбаются – целуются, язычок устал.
4) Упражнение «Угадайка».
Л-д — Сейчас я буду показывать вам, какой гласный звук хочу произнести, а вы будете угадывать и петь этот звук.
Л-д демонстрирует беззвучную артикуляцию гласных звуков: [а], [о], [у]. Дети поют эти гласные звуки.
5) Игра «Угадай чей подарок?»
Л-д приглашает детей к доске, на которой закреплено 10—12 предметных картинок, названия которых начинаются с пройденных гласных звуков (апельсин, абрикос, улитка, очки и т.д.).
Л-д помещает на доску утку, ослика, аиста, Олю.
Л-д — Кого вы видите на доске? (утку, аиста, ослика, Олю)
Л-д — Друзья пригласили Олю на день рождения, но вот беда у друзей день рождения оказалось в один день, и подарки, которые Оля им приготовила перепутались.
Л-д — Давайте посмотрим эти подарки, что вы видите? (окуня, улитку, улей, обруч, астру, арфу, очки, обезьяну и т.д.)
Л-д — Утке надо подарить предметы, названия которых начинается со звука [у]. (улей, улитка)
Л-д — Аисту Оля подарит предметы, названия которых начинаются со звука [а]. (арфа, астра)
Л-д — И какие же предметы достались ослику? (обруч, окунь, очки, обезьяна)
Л-д — С какого звука начинаются слова «ослик», «окунь», «обруч»? (со звука [о])
Л-д — Вы запомнили, какой это звук? (это гласный звук)
3. Динамическая пауза: Упражнение «Мы играли».
Л-д приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить упр-е.
Мы играли, мы играли (Наклоны вправо-влево.)
А теперь все дружно встали. (Выполняют соответствующие движения.)
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Мы играли, мы играли, (Наклоны вправо-влево.)
И немножко под устали.
Вот сейчас мы отдохнём –
И опять играть начнём.
4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале:
1) Связь звука с буквой.
Л-д размещает на доске схему различения звуков и букв.
Л-д — Ребята, вы помните, что буквы мы видим и пишем, а чем мы видим? (глазами)
Л-д — А чем мы пишем? (рукой)
Л-д — Так вот у звука О есть свой домик — буква [О]. Посмотрите на нее. (Достает букву.)
Теперь послушайте стихотворение и ответе на вопрос на что похожа буква О? (на колесо, на кружок)
Кольцо у мамы на руке
И обруч у гимнастки тоже,
Баранки, бублики, ну все
На букву О похожи. (И. Блюмкин)
Л-д — Почему буква О красного цвета? (это гласная буква)
Л-д — Давайте сделаем букву О из пальцев. Какую букву вы сложили? (букву О)
Л-д раздает детям красные шнурки.
Л-д — Теперь попробуем сложить гласную букву О из шнурков.
Дети выполняют задание.
2) Чтение слогов с пройденными гласными.
Л-д размещает на доске схемы для чтения.
Л-д — А теперь давайте почитаем. (Оа, оу, ао, уо)
Л-д — Молодцы! Вы отлично читали.
Л-д — Дома слепите букву О из пластилина.
5. Итог, оценка деятельности детей: Л-д — С какой буквой вы сегодня познакомились? (с буквой О)
Л-д — Какая это буква? (гласная)
Л-д — На что она похожа? (на колесо, на кружок)
Л-д — Какие слова на звук [о] вы запомнили? (Оля, ослик, осень, окна, облако, озеро, остров). Филиппова Ю.А. учитель-логопед, МБДОУ ЦРР — Д/с № 86