25.03.2016      583      0
 

Конспект логопедического занятия Автоматизация звука [л] в слогах и словах

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах. Задачи: коррекционно-образовательные: автоматизация звука Л в слогах, словах;…


Конспект логопедического занятия Автоматизация звука [л] в слогах и словахТема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

Задачи:

  1. коррекционно-образовательные: автоматизация звука Л в слогах, словах;
  2. коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.
  3. коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала, цветные карандаши; профиль артикуляции; картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты; карточки в форме «снежков» со слогами, слоговые дорожки; цветные фигуры с написанными на них буквами Ш, К,О, Л, А,; кактус, еловая ветка, швейная иголка; массажные мячи.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями!     А теперь соседа справа

Улыбнитесь всем вокруг!      По имени ты называй.

Руку дайте другу слева        Утра доброго желай!

И скорей вставайте в круг!

— Садитесь на свои места.

— На занятие пришел еще один гость, отгадайте загадку и вы узнаете, кто он.

Малыш родился на Луне,       Здесь много он друзей нашел,

А оказался на Земле.           К нам на занятие пришел.

— Почему Лунтик так тепло оделся?

— Назовите признаки зимы.

2. Сообщение темы.

— Какой первый звук в слове Лунтик?

— Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика с открытыми и закрытыми глазами.

— Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка.

Раз – скорее улыбнись.        Шесть – по зубкам постучать.

Два – язык опустим вниз.      Семь — лошадка скачет звонко.

Три – язык наверх потянем.    Восемь – гриб на ножке тонкой.

На четыре позеваем.          Девять – можно поболтать.

Пять – варенье облизать.       Десять – нужно отдыхать.

4 Акустико-артикуляционные признаки звука Л. Связь звука с буквой. Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса.

— Объясните артикуляцию звука.

— Дайте характеристику звуку Л.

— Какой буквой на письме обозначается звук Л?

— На что похожа буква Л?

— Сделайте букву Л из пальчиков правой руки, левой руки, из указательных пальчиков правой и левой руки.

Упражнение «Куча мала» с наложенными друг на друга буквами.

— Какие буквы вы видите?

Упражнение «Чудесные превращения».

Из элементов дети конструируют и реконструируют буквы. ( Л – М — П — Г)

5 Развитие фонематического слуха и восприятия.

— Хлопнете в ладоши, когда услышите звук Л и топните, если звука Л нет.

Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица.

6. Автоматизация звука Л в слогах. Развитие чувства ритма.

а) Дети произносят слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога.

ЛА-ЛА-ЛА      ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛО-ЛО-ЛО      ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

б) Чтение слоговых дорожек.

— Прочитайте слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик.

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ    АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

7. Развитие пространственного восприятия.

— Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей.

На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда:

ЛОСЬ         ВОЛК

БЕЛКА       ЁЛКА

МЕДВЕДЬ    ЗАЯЦ

— Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д.

— Назовем картинки хором. В каких словах нет звука Л?

Логопед убирает лишние картинки.

8. Упражнение «Четвертый лишний».

— Какая картинка лишняя. Почему? (Ёлка – это дерево)

9. Физминутка.

— Красиво в зимнем сказочном лесу. Лунтик и его друзья стали лепить снежки, мы с вами тоже.

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним

10. Упражнение в узнавании неправильно написанных букв в слогах. Составление слова ЛУНТИК из слогов.

— Посмотрите на слоги, уберите снежки с неправильно написанными буквами.

— Прочитайте слоги, сложите из них имя гостя.

11. Развитие ориентировки в пространстве.

— Росла в лесу самая красивая елочка и зверята на Новый год нарядили ее шарами, фонариками и бусами. Лунтик захотел полюбоваться елочкой, а чтобы добраться до нее друзья дали карту.

— Направление пути указано стрелками. Как мы пойдем? (Слева на право, снизу вверх и т. д.)

12. Знакомство с многозначностью слова ИГОЛКА.

— Вот и добрались до елочки. Елочка увидела Лунтика и улыбнулась. А он крепко пожал ее еловую ветку, но тут же убрал свою лапку.

— Подумайте и скажите, что случилось с Лунтиком?

— Чем покрыты ветки елочки?

— Посмотрите какие бывают иголки. (Швейная иголка, иголками покрыто тело ежа, иголки у кактуса)

13. Упражнение в изменении существительных по падежам. Упражнение «Доскажи словечко».

— У меня в руках …иголка.          — На кактусе колючие…иголки.

— Я держу …иголку.                — Тело ежа покрыто …иголками.

— Я шью…иголкой.                 — На ветке ели много…иголок.

14. Массаж ладоней.

Прокатывание массажного мячика.

15. Развитие восприятия формы. Уточнение понятий гласная-согласная буква. Составление слова ШКОЛА.

— Какая необычная гирлянда висит над нашей елочкой.

— Скажите в какой фигуре какая буква?

— На ваших листочках тоже нарисована гирлянда. Впишите в фигуры нужную букву и прочитайте слово.

— Составьте слово школа над нашей елочкой.

— Раскрасьте свои гирлянды. Фигуру с согласной буквой раскрасьте синим карандашом, с гласной красным.

16 Итог.

— Над каким звуком мы сегодня работали?

— Лунтику понравилось в гостях, вы научились правильно проговаривать его имя. Но пора прощаться, Лунтик машет вам своей лапкой на прощание. До новой встречи, друзья! Алехина О.Г. учитель-логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 4 Кемеровской области г. Осинники.