Цель:
- Формировать умение различать звуки ч и щ в слогах, словах, фразах.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Закреплять умение выделять гласные звуки в слове.
- Упражнять в звукослоговом анализе и синтезе слов со стечением согласных.
- Работать над ударением.
- Закреплять навык деления слов на слоги.
- Работать над предложением.
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять навык чтения слов.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью, самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: мяч, предметные картинки на звуки ч, щ , раздаточные и демонстрационные наборы для составления схем слов (по Ткаченко) и предложений, пособие «Делим слова на слоги», звуковой замок, опорная схема для характеристики звука, карточки для чтения слов.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Проводится на ковре, с мячом)
Логопед: Давайте поиграем в игру «Назови гласные звуки в слове».
Пушка, вилы, кошка, мышка, ушки, автобус, мишура, катушки, картошка, домик, рукава, ротик, мышата, киты.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.
Из горячего колодца
Через нос водица льётся (чайник). На доску выставляется картинка.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает (щука). На доску выставляется картинка.
— Какой первый звук в слове «чайник»?
— В слове « чайник» первый звук «ч».
— Какой первый звук в слове «щука»?
— В слове « щука» первый звук «щ».
— Мы будем учиться чётко произносить и различать звуки «ч» и «щ».
3. Характеристика звуков.
Давайте вспомним характеристику звуков «ч» и «щ».
Звук «ч» — согласный, глухой, всегда мягкий
Звук «щ» — согласный, глухой, всегда мягкий
4. Изолированное произношение звуков «ч» и «щ».
Логопед: Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам на занятие. Это Черепаха и Щенок. Наши гости предлагают провести соревнование двух команд.
1-й ряд — это команда Черепахи, 2-й ряд – это команда Щенка.
За каждое правильно выполненное задание команда получает по одному очку.
Послушайте первое задание. Команда Черепахи произносит зв. «ч», а команда Щенка – зв. «щ».
5. Произношение звуков «ч» и «щ» в слогах.
А сейчас второе задание. Поиграем в игру «1,2,3 – без ошибки повтори».
Ча-ча-ща, ща-ча-ща, ща-ща-ча, ча-ща-ча, щу-чу-щу, чу-щу-чу, чц-чц-щу, щу-щу-чу и т.д.
6. Произношение звуков в словах. Определение места звука в слове.
Третье задание такое. Черепаха и Щенок перепутали свои картинки. Нужно помочь им. Черепахе отдать картинки на зв. «ч», а Щенку – на зв. «щ». И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.
(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)
7. Звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных.
А теперь посмотрим , какая команда лучше выкладывает схемы слов.
Дети выкладывают схемы слов «чайник» и «щипцы», выполняют полный звуковой анализ и синтез слов с определением ударного слога.
8. Физкультминутка. Релаксация. А сейчас переходим на ковёр. Будем отдыхать и расслабляться.
9. Определение количества слогов в слове.
А сейчас пятое задание от наших гостей. Игра «Весёлые паровозики». Будем определять количество слогов в словах.
— На счёт «раз» — картинку переверни и посмотри.
— На счёт «два» — количество слогов в слове определи.
— На счёт «три» — нужный паровозик найди.
10. Произношение звуков «ч» и «щ» в предложениях.
Черепаха и Щенок просят вас составить предложения по картинкам, которые они принесли с собой.
1-й ряд – по картинкам Черепахи, 2-й ряд – по картинкам Щенка.
Далее составляются схемы одного-двух предложений.
11. Чтение слов по карточкам с пропущенными буквами Ч и Щ.
И последнее седьмое задание . Вспомним стихи про буквы Ч и Щ.
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Далее проводится игра «Вставь пропущенную букву, прочитай слово». В слове на вашей карточке пропущена буква Ч или Щ.
12. Итог занятия, оценка деятельности детей.
А сейчас давайте подведём итог нашего соревнования. (Подсчёт баллов).
Какие задания от наших гостей вам понравились больше всего?
Оценка деятельности детей. Данилишина А.В. учитель-логопед, МДОУ д/с №8 Теремок Тема: «Дифференциация звуков [ч] , [щ]».