Цель: дифференциация звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости.
Задачи
I.Коррекционно-:
- уточнить артикуляцию звуков [б], [бь];
- закрепить умение характеризовать звуки по акустико-артикуляционным признакам;
- закрепить чёткое произношение звуков в словах и предложениях;
- Расширять словарь путём подбора прилагательных для описания предметов.
II. Корреционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, упражняя в дифференциации звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости;
- развивать связную речь, упражняя в пересказе небольшого текста;
- развивать внимание, мышлениие, мимику, воображение.
III. Воспитательные: Воспитывать гостеприимство, радушие, доброжелательность.
Оборудование. Звуковые домики (синий и зелёный); модели звуков у каждого ребёнка; индивидуальные зеркала; плоскостные фигурки клоунов; мнемокарточки для пересказа; аудиозапись с весёлой ритмичной музыкой; камешки и вата у каждого ребёнка.
Предварительная работа
1.Словарная работа: цирк, клоуны, гимнасты, балалайка, баян, бубен, барабан, «кудрявая», «стройная» (берёза).
2.Рассматривание картинок по теме «Цирк».
3.Рисование (наклеивание) картинок по теме «Цирк» в индивидуальную тетрадь.
4.Наблюдения в группе и на улице: называние предметов со звуками [б], [бь] в названиях.
Условные обозначения:
- задания высокого уровня сложности;
- задания среднего уровня сложности.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Психогимнастика. Имитация игры на музыкальных инструментах: балалайке, баяне, бубне, трубе, барабане.
Учитель-логопед:
-Ребята, давайте представим, что мы в цирке. Там выступают клоуны, они смешат детишек. Изобразите их: вот они смеются, вот плачут, а вот удивляются, а ещё мечтают.
Вот вышли гимнасты. Изобразим их: встанем на носочки, потянемся, а теперь нагнёмся, достанем пальчиками пол, присядем, руки вытянем вперёд, попрыгаем через скакалку.
2. Сообщение темы занятия. Появление клоунов Бим и Бом (выставляются плоскостные фигурки клоунов). Определение первых звуков в их именах. Сегодня вместе с клоунами будем изучать звуки [б], [бь].
Дети садятся за столы
3. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков по акустико-артикуляционным признакам.
3.1. Работа с зеркалами. Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка», «Хомячок», «Пили, пила!», «Стоп, лошадка!»
3.2. Изолированное произнесение звуков (смыкание – размыкание губ с участием голоса).
3.3. Акустическая характеристика звуков. Звуки [б], [бь] – согласные, звонкие.
-А чем же они отличаются? Звук [б] – твёрдый, как камень, а звук [бь] – мягкий, как вата (все дети трогают камешки и вату). В каком домике живёт звук [б]? А в каком — звук [бь]?
4. Дифференциация звуков на слух.
Игра «Угостим клоунов» (учитель-логопед произносит слова со звуками [б] и [бь], дети поднимают соответствующие модели звуков).
Словарный материал: бублики, бананы, бисквит, хлебец, колбаса, яблоки, рыба, блины, биточки, батон, бульон.
5. Пальчиковое упражнение «Братцы».
Дети держат кулачки
-Братец, братец, где ты был? (дети показывают большие пальцы)
-С этим братцем в лес ходил, (показывают указательные пальцы)
-С этим братцем щи варил, (показывают средние пальцы)
-С этим братцем кашу ел, (показывают безымянные пальцы)
-С этим братцем песни пел (показывают мизинчики).
6. Звуковой анализ односложных слов.
Учитель-логопед:
-Ребята, давайте доставим нашим клоунам большую радость: составим звуковые схемы их имён. Первому ряду я предлагаю составить схему имени «Бом», а второму ряду – «Бим».
Дети составляют звуковые схемы и объясняют выбор моделей.
-Чем отличается схема слова «Бом» от схемы слова «Бим»?
7. Расширение словаря. Составление предложений по картинкам – схемам.
Учитель-логопед:
-Клоуны хотят, чтобы мы сочинили о них небольшой рассказ. Сочиним? А помогут нам карточки-помощницы. По ним мы будем составлять предложения, а потом объединим получившиеся предложения в рассказ.
1. Где живут Бим и Бом? (карточка «дом»). Бим и Бом живут в большом доме.
2. Что растёт возле дома? (карточка «берёза). Возле дома растёт берёза. Какая берёза растёт возле дома? (высокая, стройная). А можно сказать про берёзу «кудрявая»? Что это значит? (Листочки на берёзе вьются, как кудри).
Какими словами можно заменить слово «возле»? (у дома, рядом с домом, около дома, перед домом). Как мы можем сказать про дом и берёзу? (Возле дома растёт высокая, стройная, кудрявая берёза).
3. Какие музыкальные инструменты есть у Бима и Бома? (карточки «барабан» и «балалайка»).
На чём любит играть Бом? (Бом любит играть на барабане).
На чём любит играть Бим? (Бим любит играть на балалайке).
8. Физкульминутка.
Учитель-логопед:
-Ребята, клоуны приглашают нас потанцевать.
Дети выходят на ковёр. Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети свободно танцуют.
9.Объединение предложений в рассказ. Пересказ рассказа детьми (3-4 чел.)
9.1. Образец рассказа (учитель-логопед):
«Бим и Бом живут в большом доме. Возле дома растёт высокая, стройная, кудрявая берёза. У Бима и Бома есть музыкальные инструменты. Бом любит играть на барабане, а Бим – на балалайке».
9.2. Пересказ рассказа детьми. Анализ пересказа другими детьми.
10.Итог занятия.
Учитель – логопед:
-Бим и Бом очень рады, что посетили нашу группу. Они говорят, что вы очень умные и внимательные ребята. А теперь им пора в цирк, ведь их ждут зрители (дети «прощаются» с клоунами; учитель – логопед убирает плоскостные фигурки клоунов). А мы с вами чем занимались на занятии? Что узнали о звуках [б] и [бь] Оценка деятельности детей. Гладышева И.В. учитель — логопед, МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г.Лысково, Нижегородская область. У нас в гостях клоуны Бим и Бом.