02.09.2013      1355      0
 

Конспект фронтального логопедического занятия “Новые приключения Буратино”. Дифференциация звуков и букв Б – П.

Цели: Развитие фонематического слуха. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков и букв Б…


Конспект фронтального логопедического занятия “Новые приключения Буратино”. Дифференциация звуков и букв Б – П.

Конспект фронтального логопедического занятия “Новые приключения Буратино”. Дифференциация звуков и букв Б – П.

Цели:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Дифференциация звуков и букв Б – П.
  • Развитие логического мышления с помощью загадок и ребусов.
  • Закрепление знаний о животных.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, воображения.
  • Развитие чёткой дикции.
  • Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

Оборудование: сигнальные карточки с буквами Б, П; компьютер; слйды с картинками персонажей: Буратино, Папа Карло, Карабас Барабас; картинки с изображением одежды, обуви, продуктов; 2 корзинки; картинки – отгадки к загадкам про животных.

Ход занятия:

1. Логопед: Ребята, вы все конечно знаете и любите сказку “Приключения Буратино или Золотой ключик”. Я предлагаю сегодня на занятии вместе со мной сочинить свою сказку о новых приключениях Буратино.

— Жил-был на свете шарманщик Папа Карло. Однажды его друг принёс ему полено и предложил выстрогать что-нибудь из него. Папа Карло выстрогал из него…

Дети: Буратино.

2. Логопед: Ребята, скажите, скажите, с каких звуков начинаются имена наших героев? Буратино?

Дети: Со звука [Б].

Логопед: Правильно, а слово “Папа”?

Дети: Со звука [П].

Логопед: Ребята, давайте дадим характеристику звукам [Б] и [П].

Дети: Звук [Б] – согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: У Буратино был звонкий голос, это нам поможет запомнить, что звук [Б], с которого начинается его имя – звонкий звук.

Дети: Звук [П] – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: У Папы Карло был тихий, глухой голос. Это нам поможет запомнить, что звук [П], с которого начинается слово “Папа” — глухой.

— А какими буквами на письме мы обозначаем звуки [Б] и [П]? Запишите их в своих тетрадях (дети записывают буквы Б, П).

3. Логопед: Давайте дальше сочинять сказку. Выстрогал Папа Карло Буратино, но ведь у него не было одежды. Вот тогда они вместе отправились за покупками в магазин. В магазине Буратино захотел, чтобы Папа Карло купил ему одежду и обувь, в названии которой был звонкий звук [Б]. А себе Папа Карло приобрёл одежду и обувь, в названии которой был звук [П]. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением одежды и обуви, а вы поднимите карточку с буквой Б, если эти вещи купили Буратино, а карточку с буквой П – если приобрели вещи для Папы Карло.

Картинки: шляпа, ботинки, сапоги, брюки, рубашка, бейсболка, пальто, футболка.

Логопед: Ребята, а теперь давайте запишем на доске и у вас в тетрадях названия одежды и обуви в 2 столбика. В 1-й столбик – слова со звуком [Б]-это покупки для Буратино, во 2-й — слова со звуком [П]-это покупки для Папы Карло (работа детей у доски и в тетрадях).

4. Логопед: Продолжаем нашу сказку. После того, как Папа Карло и Буратино вышли из магазина с новыми вещами, Буратино почувствовал, что проголодался. Тогда Папа Карло повёл его в булочную.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И, конечно же, помадка.
Называйте, не стесняйтесь,
Заходите, угощайтесь!

Логопед: Ребята, давайте распределим еду, которую купили Буратино и Папа Карло по двум корзинкам, учитывая то, что Буратино любит всё, где встречается звонкий звук [Б], а Папа Карло любит продукты, в названии которых встречается глухой звук [П].

(2 ребёнка распределяют еду по корзинкам, остальные дети помогают им, поднимают нужные буквы.)

5. Логопед: Пока Папа Карло доедал свою еду, Буратино быстро перекусил и побежал на улицу. Его внимание привлекла красочная вывеска. Это был зоопарк. Буратино очень захотелось посмотреть на животных. Но, как вы думаете, кто сидел у ворот зоопарка и продавал билеты?

Дети: Карабас Барабас.

Логопед: Но у Буратино не было денег, чтобы купить билет. Тогда Карабас Барабас сказал Буратино:

— Если ты справишься с моими заданиями, то я пущу тебя в зоопарк. Карабас Барабас был уверен, что Буратино не выполнит задания, так как он никогда не учился в школе.

— Ребята, давайте поможем Буратино выполнить задания и попасть в зоопарк.

1 задание. Нужно отгадать загадки .

Громким криком не пугай
Нас, красивый…(попугай)

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…(черепахи)

Он решил, что он жираф
И ходит, голову задрав.
Говорят, из разных блюд лишь колючки ест…(верблюд)

Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. (собака)

Был белый дом, чудесный дом.
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое теплое,
такое — Пушистое и золотое! (цыплёнок)

Водяные мастера
Строят дом без топора… (бобры)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)

Над цветом порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)

Надели коняшки
морские тельняшки. (зебра)

Если дети правильно отгадывают загадки, на экране компьютера появляются картинки-отгадки.

6. Логопед: Ребята, а пока Буратино отгадывал загадки, его тем временем искал Папа Карло. Давайте встанем из-за парт, покажем вместе, как Папа Карло искал Буратино.

Физминутка

Папа Карло оглянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Буратино не нашёл.
Чтоб Буратино увидать,
Надо на носочки встать!

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

7. Вот Папа Карло и нашёл Буратино, а Карабас Барабас, тем временем приготовил новые задания.

Нужно заменить в словах букву Б на П и отгадать, какие слова получатся.

Слова:

Бар – (пар) робот – (ропот)
Балка — (палка) банки – (панки)
Забор- (запор) блошки – (плошки)
Быль – (пыль) бабочка — (папочка)
Блеск – (плеск) бока – (пока)
Башня – (пашня) быль – (пыль)

8. Логопед: Молодцы, ребята. Но Карабас Барабас не сдаётся и приготовил последнее задание.

Он хочет проверить, сможете ли вы правильно, чётко и быстро произнести скороговорку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

Дети по очереди проговаривают скороговорку, затем определяют, кто из ребят произносит лучше других.

9. Логопед: Ребята, вот вы и помогли Буратино выполнить все задания, а Папе Карло помогли найти сына. Карабасу Барабасу ничего не оставалось, как пустить Буратино в зоопарк, о котором он так мечтал. А вы обратили внимание, какие звуки и буквы сегодня встречались наиболее часто при выполнении заданий?

Дети: Звуки и буквы Б, П.

Логопед: Правильно.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Использованная литература: И. Лопухина “ 550 занимательных упражнений для развития речи” М., Аквариум, 1995. Лапина Е.В., учитель-логопед