17.12.2013      806      0
 

Как рассказать ребенку о времени?

Когда малыш научится считать и познакомится с цифрами (в 3–3,5 года), его можно научить самостоятельно…


Как рассказать ребенку о времени?

Как рассказать ребенку о времени?

Когда малыш научится считать и познакомится с цифрами (в 3–3,5 года), его можно научить самостоятельно определять время по часам. Что такое часы и зачем они нужны, любой ребёнок вам скажет без труда — конечно, это такая «тикающая коробочка», по которой мама видит, скоро ли папа придёт с работы.

Часто на то, как устроена эта «коробочка», детка не обращает внимания. Однако без понимания элементарных принципов работы часов, научиться узнавать по ним время невозможно. Значит, нам нужен помощник — наглядное пособие в виде игрушечного макета часов (обычный будильник для этих целей не подходит, ведь его можно поломать, да и вид у него слишком серьёзный; не пригодятся и электронные часы — с ними неудобно выполнять проверочные задания). Лучше купите часы-конструктор из мягкого полимерного материала без механизма и в процессе игры объясняйте крохе, что:

  • Ещё в древности люди поняли, что день и ночь длятся примерно одинаково — по 12 временных отрезков (часов). Вот их-то и изображают на циферблате;
  • Короткая толстая стрелка называется «часовой», потому что расстояние между двумя цифрами она проходит за час;
  • Длинная тонкая стрелка называется «минутной», потому что помогает ориентироваться, сколько минут прошло после наступления нового часа. Она описывает полный круг за 1 час;
  • В одном часе — 60 минут, а в одной минуте — 60 секунд;
  • Когда начинается новая минута, длинная стрелка смотрит вверх, «на 12 часов»;
  • Маленькие деления на циферблате обозначают минуты, между двумя ближайшими делениями — 5 минут (или 1 минута — это зависит от модели используемых вами часов);
  • За одну секунду можно успеть сказать такие слова как «мама» или «папа»;
  • Стрелки часов движутся слева направо (поэтому такое движение даже называют «по ходу часовой стрелки»).

Только не взваливайте весь этот груз информации на ребёнка одним махом. Внимание малыша не сумеет зацепить более одного из перечисленных пунктов сразу.

Если такие величины времени как минуты и часы с трудом поддаются пониманию крохи, подыщите для них достойные сравнения (процедура чистки зубок занимает 3 минуты, одна серия мультфильма — 10 минут, обед — час).

Теперь дайте детке самостоятельно покрутить стрелочки часов в обе стороны и проведите первый «эксперимент» над временем — выставьте ровно 12 часов, спросите у ребёнка «как ты думаешь, который час показывают часики?» и предложите в свою очередь изобразить положение стрелочек, которое они займут через час или, наоборот, занимали час назад. Проверить, как усвоен материал можно и по-другому: пусть правую руку малыш согнёт в локте, а левую вытянет (получились две «стрелочки») и покажет их положение в 6.15, 12.00, 6.30…

Следующим этапом должно стать определение времени по часам и минутам. Объясните ребёнку, что сначала нам нужно посмотреть, напротив какой цифры стоит короткая стрелочка — это будет количество «натикавших» часов, а затем обратить внимание на положение длинной стрелочки и отсчитать, на сколько делений она отошла от положения «на 12 часов».

Заблудился во времени

Ваш кроха отлично усвоил всю теорию, но «поскользнулся» на практике? Как же ему помочь?

Успех или провал малыша в общении с часами может зависеть не только от него. Михаил Федотов, известный своими разработками по раннему развитию детей, считает, что главная причина возникновения путаницы при определении времени по часам со стрелками связана с их устройством: ребёнку нужно соединить в сознании 2 наложенных друг на друга циферблата (часовой и минутный) — а для юного ума это сложная задача, ведь абстрактное мышление у дошколят ещё слабо развито. Решение проблемы на удивление просто — из учебных часов нужно «выбросить» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Это не станет для крохи ощутимой потерей, ведь пока он может себе позволить думать о минутах свысока. Дробления циферблата на 12 часов, по мнению Федотова, для начала будет достаточно, а эксперименты с определением по часам минут можно отложить до момента, когда ребёнок уже идеально точно угадывает, который сейчас час.

…Кстати, если детке нравятся ваши элегантные или папины строгие наручные часы, он просит купить ему такие же, не отказывайте ему в просьбе — двух-четырёхлетке подберите игрушку-имитацию часиков (без стрелок и механизма они позволяют фантазии малыша «назначать» действующим в данный момент любое время), ребёнку постарше — простые настоящие часики. Этим вы не только порадуете чадо, но и найдёте повод поговорить о том, что время — дороже вещей, его нельзя вернуть, поэтому нужно ценить каждую свою или чужую минуту и не тратить их понапрасну.