07.06.2013      1172      0
 

Как использовать хороводные игры для коррекционной работы дошкольников с РАС (расстройством аутистического спектра)?

Специфика работы с детьми аутистического спектра накладывает серьезные ограничения на применение традиционных логопедических методов, заставляет…


Как использовать хороводные игры для коррекционной работы дошкольников с РАС (расстройством аутистического спектра)Специфика работы с детьми аутистического спектра накладывает серьезные ограничения на применение традиционных логопедических методов, заставляет модифицировать и адаптировать их, искать новые.

На музыкально-логопедических занятиях самым эффективным на наш взгляд, является использование хороводов и игр с пением: таким образом педагогическая, логопедическая, музыкальная коррекции проходят незаметно и естественно. Хороводы полифункциональны. Четкие правила хороводных игр учат детей с РАС контролировать свое поведение, действуя как предпосылки формирования коммуникативных навыков, помогают регулировать уровень сложности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Хороводные игры бывают нескольких типов:

  • все участники хоровода выполняют одинаковые движения с пением («Мы в зеленые луга пойдем», слова и музыка Н.Леви, «Дубок» слова Л.Некрасовой, музыка М.Красева,»Во поле береза стояла», русская народная песня, обработка П. Савинцева)
  • с одним главным действующим лицом («Горошина» слова Н.Френкель, музыка В. Карасевой,»Как пошли наши подружки», русская народная песня, обработка М. Иорданского, «Медведюшка», слова Н.Френкель, музыка М.Красева)
  • с несколькими действующими лицами («Теремок», русская народная песня, обработка Т.Попатенко, «Хоровод в лесу», слова Н.Найденовой, музыка М. Иорданского)

Доступность, постепенное усложнение, создание «ситуации успеха», повторяемость, путь «от ребенка»,океан терпения и дружелюбия -вот главные составляющие успешной коррекционной работы с детьми, имеющими РАС. Предлагаем некоторые рекомендации для использования в коррекционной работе дошкольников с РАС хороводных игр и игр с пением:

  • знакомство с новым хороводом проводить в несколько этапов (Просмотр хоровода, исполняемого детьми другой группы, видеозапись хоровода, прослушивание и постепенное подпевание хороводной песни, объяснение содержания, освоения движений)
  • важно предложить ребенку выбрать понравившуюся роль, примерить шапочку персонажа.
  • напомнить правила хороводной игры
  • исполнение
  • обильная похвала, подчеркивание выразительности исполняемой роли
  • повторяемость выученных хороводов с возможностью выбрать и другую понравившуюся роль
  • предложение исполнять хороводную игру в группе, на прогулке в теплое время года, научить маму и всю семью, формируя таким образом любимый репертуар хороводных игр.

В качестве подкрепления исполнения хороводов можно использовать «музыкалочки»(маленькие игрушки), любимые лакомства,обычную похвалу. Процесс освоения аутичным ребенком хороводных игр является длительным и постепенным и требует большого терпения и от логопеда и от музыкального руководителя.А результат порадует не только ребенка и его родителей, но и всех участников педагогического процесса. Туссина О.П. музыкальный руководитель, ГДБОУ детский сад 15 Выборгского района Санкт — Петербурга