14.12.2013      1607      0
 

Использование конструктора ЛЕГО-технологий в логопедии

Данная статья посвящена возможностям использования конструктора ЛЕГО в процессе реабилитации заикающихся дошкольников в свете логопсихотерапевтического…


Использование конструктора ЛЕГО-технологий в логопедии

Использование конструктора ЛЕГО-технологий в логопедии

Данная статья посвящена возможностям использования конструктора ЛЕГО в процессе реабилитации заикающихся дошкольников в свете логопсихотерапевтического подхода. Такой подход ставит целью не только восстановление собственно речи, но и гармонизацию отношений ребенка с окружающим миром через восстановление коммуникативных навыков и изменение личностных характеристик.

Поэтому в реабилитационном курсе используются методы, совмещающие педагогическое, психoлогическое и психотерапевтическое воздействия.

Одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте является именно логопсихокоррекционная (логопсихотерапевтическая) игра. В статье представлены возможности построения таких игр на базе конструктора ЛЕГО, задачи, решаемые с помощью этих игр, описаны преимущества использования подобного конструктора по сравнения с другими материалами, а также особенности введения данного вида работы в ход реабилитационного курса. Приводятся описания логопсихокоррекционных игр, построенных с учетом использования конструктора.

Хочется верить, что не только логопеды, но и специалисты в других областях дефектологии, а также воспитатели, психологи, учителя начальных классов и даже родители смогут использовать идеи и приемы, предложенные в этой работе, для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.

«Игра — это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма и подавления
взрослых, мир открытия вытесненных
желаний, мир реализации нереализуемого.»

Я не случайно начинаю эту статью эпиграфом из книги А.С. Спиваковской /19/, посвященной детской игре, так как в этой работе речь пойдет именно о «мире открытия вытесненных желаний» и «реализации нереализуемого». Логопсихокоррекционная работа, понимаемая нами как гармоничное сочетание и взаимопроникновение процесса лечебного перевоспитания и педагогического процесса, направлена не только на восстановление плавности речи, но и на увеличение активности самих заикающихся детей в процессе реабилитации, восстановление общения с семьей и коллективом сверстников, выработку и закрепление особых «саногенных» психических состояний (например, состояния успеха) . Таким образом работа ведется не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей дошкольника. Одним из ведущих средств коррекции являлся диалог. И, на наш взгляд, самым эффективным методом восстановления коммуникации в процессе диалога была логопсихокоррекционная игра, то есть игра, сочетающая и логопедическое, и психокоррекционное воздействие одновременно и взаимоопосредованно.

«До сих пор в педагогической среде, как и у населения, существует интерес и настороженность к применению психотерапии…в оздоровительных и развивающих целях. Этому способствует недостаточная психологическая культура населения, и педагогов в частности,» — пишет в книге-сборнике «Психотерапия в дефектологии» Н. П. Вайзман , выступая против консервативных тенденций в педагогике и, в частности, в дефектологии.

Сочетая в своей работе приемы педагогики и психокоррекции, мы опираемся и на работы В.Н. Мясищева, который подчеркивал, что между убеждением, внушением и перевоспитанием нет четких границ, как «нет четких границ между педагогикой, психологией и психотерапией», а также на утверждение Н.Л.Карповой о том, что «высоко результативная система снятия дефекта обязательно предполагает целенаправленное создание у пациентов переживания успеха и формирование позитивных изменений в характере».

Публикация посвящена сравнительно небольшому аспекту работы, представленной в рамках разработанной нами индивидуально-ориентированной психолого-педагогической методики реабилитации заикающихся дошкольников — логопсихокоррекционным играм на базе конструктора ЛЕГО.

Итак, прежде всего необходимо вспомнить, что из себя представляет игровая психотерапия как направление. Игровая психотерапия — это использование игры в целях лечения эмоциональных и поведенческих расстройств у детей. Именно как направление детской психотерапии игровая терапия развилась из методик психоанализа детских неврозов А.Фрейд и М. Клейн/. Однако мы должны отметить, что психотерапевтические игры входят в методическую базу очень многих психотерапевтических направлений, разработанных для взрослых. Поэтому другим «прародителем» психотерапевтических игр считается метод психодрамы, предложенный Я. Л. Морено . Психодрама — является видом психодраматического искусства, который направлен на отражение актуальных проблем пациента и их разрешение (Я.Л.Морено) . В ходе работы создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

А.А. Бодалев в книге «Психология общения» пишет о возможностях ролевой игры в плане а) осушествления поиска эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации, демонстрации недостатков уже имеющихся стереотипов поведения, б) закрепления ведущей к успеху модели поведения, в) экстериоризация содержания проблемы и противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенного человека, г) создания эмпатии в психотерапевтическом коллективе.

Логопсихокоррекционная игра сочетает в себе логопедическое, психологическое и психокоррекционное воздействия. А подобная игра на базе конструктора ЛЕГО помимо этого еще способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга .

Причем логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, психодраммы и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и психотерапевтических целей.

При обращении в процессе работы к возможностям конструктора ЛЕГО, мы можем отметить некоторые преимущества использования ЛЕГО перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику , как то: рисование, лепка или аппликация.

  • Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации логопсихокоррекционной игры.
  • Во-вторых, при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут «не получиться», так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.
  • В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • И наконец, конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Возможной заменой наборам ЛЕГО могут быть фигурки из картона или игрушки, однако самостоятельное создание набора красочных картонных фигурок или специальный подбор соответствующих игрушек, желательно, имеющих маленький размер и возможности конструктора, потребуют от специалиста больших затрат времени и сил.

Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО использовались нами во время этапа активной логопсихокоррекции. Причем большинство таких игр было разработано нами в ходе закрепительного цикла занятий.

В основном цикле занятий логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО, как и другие логопсихокоррекционные игры, проходили определенную «эволюцию», которая выражалась прежде всего в увеличении психокоррекционного содержания игры. Например, начиная с игр-драматизаций, когда заикающийся ребенок пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце основного цикла занятий мы вводили уже сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражал психологические проблемы ребенка или группы детей и развивался спонтанно. Также в конце обучающего цикла занятий мы вводили командные конструктивно-творческие игры.

Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Поэтому работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

  • Развитие речи в рамках определенных тем (например, темы «Дикие животные»).
  • Постановка и отработка звуков в ходе игры.
  • Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
  • Развитие количественных представлений.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
  • Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
  • Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
  • Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний»,например, психического состояния успеха.
  • Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.

Логопсихотерапевтические игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть как направленными, так и ненаправленными.

В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство специалиста в ход и условия игры. Детям может быть предложено задание, например: «Создайте охотничью территорию для медведя». А в некоторых случаях специалист должен даже разработать сценарий. К примеру, это может быть сценарий любого бытового конфликта или сказки с библиотерапевтическим содержанием (кукольный спектакль).

Ненаправленная игра отвечает принципам терапии К. Роджерса. И в организации подобных игр мы руководствовались рекомендациями специалиста в области детской игровой терапии в рамках недирективного клиент-центрированного подхода Г.Л. Лендрета. Ребенок сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль специалиста сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок. Естественно, в ходе логопсихокоррекционной игры не может не учитываться необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь, а часто и наличие вспомогательного жеста. Из этого следует, что элемент директивности в этих играх в нашем варианте все же присутствует.

Игры с использованием конструктора ЛЕГО позволяют использовать такие речевые приемы, как: «сопровождающая речь, завершающая речь и предваряющая речь». Ниже мы подробно рассматриваем одно из таких обучающих и одновременно психокоррекционных занятий с использованием конструктора ЛЕГО.