04.05.2016      947      0
 

Интегрированное психолого-логопедическое занятие «Пословица не зря молвится» с использованием говорящей ручки «Знаток».

Цель: осуществление коррекции речевых нарушений у детей с ОНР в процессе знакомства с устойчивыми оборотами…


Цель: осуществление коррекции речевых нарушений у детей с ОНР в процессе знакомства с устойчивыми оборотами речи.

Задачи коррекции речи:

  • развивать умения работать с информацией через установление причинно-следственных связей;
  • развивать слуховое внимание и фонематического восприятие;
  • формировать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать связную речь.

Задачи психологического сопровождения:

  • создавать психологический комфорт;
  • развивать произвольное внимание, речь, мышление, воображение;
  • развивать навыки ориентировки в пространстве;
  • развивать кинестетическую и тактильную чувствительности.

Оборудование: Кукла-кот Грамотейка, круг диаметром 1,5 м из фетра оранжевого цвета, панно, зеркало, сюжетная тематическая картинка по пословице, картинки с эмоциями, говорящая ручка «Знаток», цветные карандаши, бумага, корзина для мусора.

Ход занятия

Приветствие.

Учитель — логопед вместе с котом Грамотейкой приветствует детей:

Здравствуйте, ребята! Я без вас скучал…
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте…
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!

Педагог — психолог приветствует всех: Ребята, сегодня я предлагаю поприветствовать друг друга весьма необычным способом, для этого нам понадобятся локти (дети касаются локтями друг друга), коленки (дети касаются коленками друг друга) и спины (дети касаются спинами друг друга). Отлично!

Дети приветствуют друг друга и кота Грамотейку.

Упражнение-рассуждение. Учитель — логопед предлагает сесть возле панно, на котором закреплена сюжетная тематическая картинка по пословице, и от имени кота Грамотейки обращается к детям:

Грамотейка: Ребята, посмотрите на картинку… О чем она нам может рассказать?

Рассуждения детей.

Грамотейка: А я вот знаю пословицу «Трус своей тени боится»? Соответствует ли эта картинка пословице?

Ответы детей.

Грамотейка: Да, ребята, трусу везде страшно, всюду видится опасность. От страха обычно широко раскрываются глаза.

Упражнение «Выполняем — отвечаем!» Проводится анализ структуры пословицы. Учитель — логопед дает детям задания:

Скажите, сколько слов в пословице. Какое слово первое? Последнее?

Назовите слово-действие.

Произнесите пословицу без первого слова, без последнего — смысл пословицы тот же?

Повторите пословицу правильно.

Игра с зеркалом «Трус» (Стихотворение В. Кудрявцева «Страх»)

Педагог — психолог: а я знаю вот такое стихотворение, послушайте:

У страха глаза велики,
У страха не зубы — клыки,
У страха, как бочка, живот.
У страха желание есть —
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «Ах!»
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх — и смеюсь!

Педагог — психолог предлагает детям посмотреть в зеркало и изобразить, как трус чего — то боится.

Дети выполняют задание.

А теперь, ребята, смейтесь! Вы видите, ваше отражение в зеркале стало другим! Веселым и озорным!

Игра «Угадай эмоцию»

Грамотейка: Ой, как хорошо вы умеете изображать эмоции, угадайте, что за эмоцию я вам показываю. (Кот показывает карточки с эмоциями, дети отгадывают).

Ритмическое упражнение.

Учитель — логопед: А теперь, ребята, вспомним про мальчика Петю.

Учитель — логопед вместе с детьми четко проговаривает скороговорку, прохлопывая ритм с разным темпом:

Тем – но — ты бо – ит — ся Пе — тя:

Тру – со — ват он, вид — но, де — ти!

Упражнение «Рассказ от скороговорки»

Учитель — логопед: А сейчас пофантазируем с вами немного, ребята: предлагаю Вам придумать рассказ о мальчике Пете, который боялся темноты.

Правила игры: отвечайте, не зевайте, слушайте, запоминайте.

Где и с кем жил мальчик Петя?

Сколько ему было лет, и куда он ходил: в школу или детский сад?

Чем он любил заниматься?

Чего он боялся и почему?

Как он себя вел, когда было темно?

Что говорили Пете мама и папа?

Дети по очереди отвечают на вопросы полными предложениями. Затем логопед включает Говорящую ручку, и дети прослушивают рассказ.

Учитель — логопед предлагает придумать название рассказа.

Упражнение «А я не боюсь!»

Педагог — психолог: А сейчас я предлагаю Вам придумать, какой бывает страх и изобразить его на большом листе.

Дети рисуют общую картину.

Педагог — психолог ставит корзину и предлагает детям разорвать свой «страх» на мелкие кусочки и выбросить в корзину.

Педагог — психолог: Ребята, страхи рассыпались, собрать их невозможно, я их выброшу. Теперь нечего бояться!

Педагог — психолог уносит корзину в другую комнату. — Улыбнитесь! Вы храбрые, смелые!

Кот Грамотейка хвалить детей за смелость и храбрость.

Прощание. Дети обмениваются впечатлениями. Каждому ребенку предоставляется возможность рассказать, что ему больше всего запомнилось. После этого прощаются с котом Грамотейкой. Насекина А.Л., учитель — логопед,Голикова К.Н. педагог — психолог, МАДОУ №32.