Цели:
- Образовательные: Уточнять и расширять словарь прилагательных по теме “Осень”. Согласование прилагательных в роде, числе и падеже. Осваивать прием “словесного рисования” и нетрадиционную технику рисования (на слюде). Формировать художественно-конструктивные умения.
- Развивающие: Развивать воображение, описательную функцию речи, память, мелкую моторику рук. Работать над силой голоса. Развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата.
- Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию художественно-речевой деятельностью, чувство такта.
Оборудование: игрушка Фаля (космический человечек), листья деревьев, вырезанные из цветного картона, прозрачная глянцевая бумага-слюда, наборы гуашевых красок, черные маркеры, влажные салфетки, кусочки мыла.
Ход занятия
1. Организационный момент. Прилет сказочного гостя на космическом корабле в группу.
Фаля здоровается с детьми и очень рад, что снова попал к ним в гости.
2. Введение в тему.
Фаля. — Доброе утро! Скажите, какое время года сейчас у вас, у нас никогда так не бывает?
Дети. -Осень
1. Мимические упражнения. Учитель-логопед
-Давайте изобразим нашему гостю Раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Теперь изобразим позднюю осень. поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая. Изобразить плачущую осень.
-а теперь покажем какое у нас настроение в яркий, солнечный и в дождливый, хмурый день.
2. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
Учитель-логопед
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
С осинок ветер
Косынки сбросит-
В лесу осиновом
Наступит осень. В. Степанов
Фаля. -Ребята, а что это за косынки, которые срывает ветер? Что-то я ничего не пойму.
Дети объясняют, что это листочки.
Учитель-логопед. -Дети, покажем Фале, как дует легкий ветерок:
“У- у…” (тихо)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.
Подул сильный ветер: “У-у-у!” (Громко)
Заблудились мы в лесу, закричали мы: “Ау!” (Сначала громко, потом тихо.)
Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: “А-о-у–и”
3. Повторение пройденного. Расширение словаря прилагательных.
Учитель-логопед
-Ой, смотрите! Фаля наш совсем расстроился. Что с тобой?
Фаля. -У меня на планете никогда не было такого яркого и красивого времени года, как осень, поэтому, когда я прилечу на свою планету, мне будет очень грустно.
Учитель-логопед. -Ребята, а давайте, сделаем в подарок Фале ковер из осенних листьев.
Посмотрите, у меня в вазе стоит букет из осенних листьев, которые мы собрали в парке. Я вам сейчас их раздам, а вы мне расскажите о них. ( У меня в руках кленовый листочек. Он желтый, маленький, резной… )
Учитель-логопед
-А теперь посчитайте сколько у меня дубовых листочков.( Один дубовый листочек, два дубовых листочка..)
-Сколько осиновых листочков?
-Сколько березовых?
4. Пальчиковая гимнастика.
Ветер северный подул:
“С-с-сс”, все листья
С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
“Кап, кап, кап, кап-кап-кап!”- (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаком по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
5. Установка на рисование и само рисование.
На столе лежат маркеры, гуашевые краски, слюда и кусочки мыла.
Учитель-логопед
-Сейчас мы с вами нарисуем ковер из осенних листьев для нашего Фали. Как вы думаете, как мы будем это делать?
(Дети высказываются.)
-Сначала, на нужно красиво разложить листья на столе. (Дети выполняют задание.)
-Затем положить на них слюду и перекопировать изображение с помощью маркера.
(Дети выполняют.)
-Как вы думаете. Что нужно сделать теперь?
(Дети высказываются)
-Теперь нужно намылить изображение – натереть его кусочком мыла, чтобы оно не расползалось по слюде.
(Дети выполняют)
Теперь выберите цвета, с помощью, которых вы раскрасите листочки. Подберите нужные краски.
(Дети выполняют)
6. Физминутка.
7. Выставка работ.
Влажной губкой смачиваю обратную поверхность слюды и прикладываю к стене, прижимаю. Дети рассказывают о листочках, которые нарисовали, используя в своей речи прилагательные.
8. Итог занятия.
Фаля благодарит детей за подарок, дети прощаются с ним. Фаля “улетает”
Использованная литература:
- Н.В. Микляева Комментированное рисование в детском саду.
- Е.А. Пожиленко “Артикуляционная гимнастика”.