14.12.2013      797      0
 

Фронтальное занятие для детей с общим недоразвитием речи на тему “Осенний мотив”

Цели: Образовательные: Уточнять и расширять словарь прилагательных по теме “Осень”. Согласование прилагательных в роде, числе…


Фронтальное занятие для детей с общим недоразвитием речи на тему “Осенний мотив”

Фронтальное занятие для детей с общим недоразвитием речи на тему “Осенний мотив”

Цели:

  • Образовательные: Уточнять и расширять словарь прилагательных по теме “Осень”. Согласование прилагательных в роде, числе и падеже. Осваивать прием “словесного рисования” и нетрадиционную технику рисования (на слюде). Формировать художественно-конструктивные умения.
  • Развивающие: Развивать воображение, описательную функцию речи, память, мелкую моторику рук. Работать над силой голоса. Развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата.
  • Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию художественно-речевой деятельностью, чувство такта.

Оборудование: игрушка Фаля (космический человечек), листья деревьев, вырезанные из цветного картона, прозрачная глянцевая бумага-слюда, наборы гуашевых красок, черные маркеры, влажные салфетки, кусочки мыла.

Ход занятия

1. Организационный момент. Прилет сказочного гостя на космическом корабле в группу.

Фаля здоровается с детьми и очень рад, что снова попал к ним в гости.

2. Введение в тему.

Фаля. — Доброе утро! Скажите, какое время года сейчас у вас, у нас никогда так не бывает?

Дети. -Осень

1. Мимические упражнения. Учитель-логопед

-Давайте изобразим нашему гостю Раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Теперь изобразим позднюю осень. поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая. Изобразить плачущую осень.

-а теперь покажем какое у нас настроение в яркий, солнечный и в дождливый, хмурый день.

2. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
С осинок ветер
Косынки сбросит-
В лесу осиновом
Наступит осень. В. Степанов

Фаля. -Ребята, а что это за косынки, которые срывает ветер? Что-то я ничего не пойму.

Дети объясняют, что это листочки.

Учитель-логопед. -Дети, покажем Фале, как дует легкий ветерок:

“У- у…” (тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильный ветер: “У-у-у!” (Громко)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: “Ау!” (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: “А-о-у–и”

3. Повторение пройденного. Расширение словаря прилагательных.

Учитель-логопед

-Ой, смотрите! Фаля наш совсем расстроился. Что с тобой?

Фаля. -У меня на планете никогда не было такого яркого и красивого времени года, как осень, поэтому, когда я прилечу на свою планету, мне будет очень грустно.

Учитель-логопед. -Ребята, а давайте, сделаем в подарок Фале ковер из осенних листьев.

Посмотрите, у меня в вазе стоит букет из осенних листьев, которые мы собрали в парке. Я вам сейчас их раздам, а вы мне расскажите о них. ( У меня в руках кленовый листочек. Он желтый, маленький, резной… )

Учитель-логопед

-А теперь посчитайте сколько у меня дубовых листочков.( Один дубовый листочек, два дубовых листочка..)

-Сколько осиновых листочков?

-Сколько березовых?

4. Пальчиковая гимнастика.

Ветер северный подул:
“С-с-сс”, все листья
С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
“Кап, кап, кап, кап-кап-кап!”- (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаком по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

5. Установка на рисование и само рисование.

На столе лежат маркеры, гуашевые краски, слюда и кусочки мыла.

Учитель-логопед

-Сейчас мы с вами нарисуем ковер из осенних листьев для нашего Фали. Как вы думаете, как мы будем это делать?

(Дети высказываются.)

-Сначала, на нужно красиво разложить листья на столе. (Дети выполняют задание.)

-Затем положить на них слюду и перекопировать изображение с помощью маркера.

(Дети выполняют.)

-Как вы думаете. Что нужно сделать теперь?

(Дети высказываются)

-Теперь нужно намылить изображение – натереть его кусочком мыла, чтобы оно не расползалось по слюде.

(Дети выполняют)

Теперь выберите цвета, с помощью, которых вы раскрасите листочки. Подберите нужные краски.

(Дети выполняют)

6. Физминутка.

7. Выставка работ.

Влажной губкой смачиваю обратную поверхность слюды и прикладываю к стене, прижимаю. Дети рассказывают о листочках, которые нарисовали, используя в своей речи прилагательные.

8. Итог занятия.

Фаля благодарит детей за подарок, дети прощаются с ним. Фаля “улетает”

Использованная литература:

  1. Н.В. Микляева Комментированное рисование в детском саду.
  2. Е.А. Пожиленко “Артикуляционная гимнастика”.