14.12.2013      1147      0
 

Формирование эмоционально-речевой сферы

Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утвержденными и рекомендованными Министерством образования и…


Формирование эмоционально-речевой сферы

Формирование эмоционально-речевой сферы

Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утвержденными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, которые необходимы для решения организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) к обучению в школе.Логопеды дошкольных учреждений располагают лишь разработками системы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Игры как один из методов в развитии эмоционально-речевой сферы.

“Собери лицо”. Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.

“Шкатулка ласковых имен”. Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.

“Рассмеши царевну-Несмеяну” Один ребенок – царевна-Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических – щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.

“Угадай настроение”. Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки), изображенных на картинке и объяснить почему так думаешь.

“Какое у тебя настроение?”. Детям предлагается раскрасить клоуна так, чтобы было понятно какое у него настроение.

“Я начну, а ты продолжи”. Когда у меня хорошее настроения, я… Когда у меня плохое настроение, я… Хорошее настроение помогает мне…

“Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Зеркало движений”. Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.

“Сказки наизнанку”. Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

“Веселые стихи”. Ребенку предлагается рассказать стихотворение представив себе, что он: старик, клоун, малыш, мышь, медведь и т.п.

“Нравится – не нравится”. Ребенку предлагается сказать, что нравится (не нравится) маме, папе, другу, собаке, кошке, дереву и т.п.

“Коврик эмоций”. На столе картонный коврик с яркими разноцветными квадратами. Все сорок квадратов пронумерованы. В некоторых размещены (аппликация) символы лиц с разными эмоциями. В игре может участвовать от 2 до 6 человек. Нужно как можно быстрее провести свою фишку по дорожкам. Фишки устанавливаются в начале на квадрате с цифрой “1”. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на “веселом символе” — ребенок получает дополнительный ход; на сердитом – пропускает ход; на грустном – начинает игру сначала; удивленном – продвигается по стрелке. Выигрывает тот, кто первым доведет свою фишку до конца.

“Магнитофон”. Детям предлагается произнести фразу в соответствии со схемой: громко, тихо, во весь голос, шепотом, медленно, быстро, по слогам…

“Назови похожее”. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематичное изображение), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

Игры-имитации на мышечное расслабление и двигательное раскрепощение

  • Представь себе, что ты река: спокойная, широкая, ласковая, бурная (изобрази реку);
  • ты – цветок, который не проснулся после ночи: изобрази пробуждение цветка;
  • изобрази походку мамы, друга, старика, солдата… узнай, кого изображают дети.

Психогимнастические упражнения (этюды)

“Цветок”. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Движения: сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

“Новая кукла”. Маше подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

“Удивление”. Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака.

“Сердитый дедушка”. К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

“Баба Яга”. Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

“Золушка”. Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Игры способствующие развитию фантазии детей

“Оживление” предмета. Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

“Перевирание” сказки. Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера. Педагог говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры — трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры.) Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.

Игра в “волшебника”. Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!” Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в… Слушайте волшебника!”

“Салат” из сказок. Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д. Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно. При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной. При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные ‘предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку. Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок — цель подчиненная. Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

Прием “овеществления”. Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек — сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры — холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

Игры-смешинки

Вариант 1. Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!” Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”. Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.

Вариант 2. Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.

Игры в заданном ключе

Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека-невидимку и т.д.

Сказка-калька. Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.

Игра по готовому сюжету. Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета. Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”. Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море.)

Однажды старик пошел ловить рыбу. Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения.)Внезапно море взволновалось.(Ребенок-“море» выполняет соответствующие движения)Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку», которая пытается освободиться, а “старик» тянет невод.) Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”.(Ребенок—“рыбка» показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее море» радуется, а “старик» удивляется и огорчается.)

Игротехника. В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.

Игры без слов

“Маски”. Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния(грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.) Ход игры. Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.) Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.

Вариант игры. Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются,какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями. Вопросы для беседы с детьми после игры. Какая маска вам понравилась? Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз? Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите. Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.

“Свет мой, зеркальце, скажи”. Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой. Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера. Вариант игры. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” — лицо вашего друга. К вам пришел Карлсон.Обрадуйтесь: какая приятная встреча! Карлсон вынужден уйти.Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся. Вы обидели Карлсона!Попросите у него прощения. Ваш друг внезапно исчез!Удивитесь: не может быть! Вдруг вы услышали резкий звук.Испугайтесь! Теперь успокойтесь: все будет хорошо! Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”. Вопросы для беседы после игры. Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?

“Немое кино”. Дети становятся в круг. Педагог:  Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же.(Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.) Затем роль ведущего по очереди выполняют дети. Вариант 1. Ребенок — водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас. И т.д. Вариант 2. Играющие делятся на две группы. Педагог: Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам. (Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Но вы видите.что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться. Вариант 3. Педагог:  Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.) Вопросы для беседы после игры. Можно ли говорить без слов? Можно ли понять друг друга без слов? Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.)?

“Именины”. Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети — “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться,что ему подарили,и поблагодарить. Затем выбирается новый “именинник”. Вариант 1. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Педагог:  У нас сегодня именинник — неизвестный сказочный герой. Отгадайте,кто это. Какие подарки ему можно подарить? Вопросы для беседы после игры. Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились? Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему? Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею? Вариант 2. Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д. Вопрос для беседы после игры. Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

“Фигуры”. Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями. В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего, (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.

“Фотография на память”. Материал. Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат. Ход игры. Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память. Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

“Надувной Буратино”. В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения. Педагог:  Я буду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух. Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.

“Давайте познакомимся”. Дети встают в круг, по очереди передают какой либо предмет стоящему справа соседу и громко произносят его имя.

“Здравствуй — прощай”. Предварительная работа. Педагог разучивает с детьми варианты приветствий и прощаний. Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т.д. Варианты ответов на приветствия: прекрасно, все в порядке, хорошо, ничего, нормально, как всегда, неважно, так себе. Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, всего, пока, до встречи, в добрый час,счастливого пути. Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает кому-то из детей мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем выбирается новый водящий. Вариант игры. Педагог одному из игроков предлагает выбрать роль какого-либо сказочного персонажа. Остальные участники игры должны приветствовать и прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной роли (Айболит, Петрушка. Карлсон. Мальчик с пальчик, Баба Яга и т.д.) Вопросы для беседы после игры. Какие слова чаще говорят при встрече? При прощании? Одинаково ли надо приветствовать Карабаса Барабаса и Буратино?

Услышь меня”. Дети образуют два круга: большой и малый (внутри большого). Задание игрокам, стоящим в малом круге: “Тихо-тихо полаять как собачка (помяукать как кошечка,покукарекать как петушок и т.д.)”. Дети,стоящие в большом круге, должны отгадать, какое животное так “говорит”.

“Звуковая волна”. Дети встают друг за другом и изображают поезд. Стульями обозначается вокзал. Педагог: мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подражают стуку колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близко — звук очень громкий. Пора отправляться в путь! (В соответствии со словами педагога голоса детей звучат то тихо, то громко.) Для регуляции звука можно использовать жесты. Исходное положение -ладони вместе. Если они медленно расходятся, звук нарастает, если приближаются друг к другу, звук становится тише.

“Два зеркала”. Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала, Невидимый король (Невидимая королева). Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король. Остальные участники игры выстраиваются за его спиной. Педагог объясняет Королеве: “Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя оглядываться! Смотри на зеркала! Одно зеркало ничего не говорит, но с помощью мимики и жестов изображает человека, которого нужно отгадать. Другое зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым королем становится следующий ребенок, и игра продолжается”. Аналогично проводится игра, если перед зеркалом стоит Король, а за его спиной — Невидимая королева. Вопросы для беседы после игры. Какое зеркало вам больше помогло отгадать Невидимого короля (Невидимую королеву)? Почему?

“Детектив”. Дети располагаются по кругу; в центре находится водящий (“детектив”). Каждый из участников выбирает роль какого-либо сказочного персонажа, “детектив” пытается отгадать выбранную роль, задавая наводящие вопросы: что герой любит? Чего он боится? Как он одет? Какие случаи с ним происходили? И т.д. Участники игры не должны подсказывать водящему.

“Игра с воображаемым предметом”. Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: “Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай”. Варианты заданий.

  • У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
  • Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.
  • Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.
  • На столе стоит стакан лимонада. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.

Игру можно усложнить, если те же действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, кот Базилио, Баба Яга, Царевна-Несмеяна). Например, водящий говорит: “Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы?” И т.д.

Двигательные игры для разрядки и разминки

“Зайчик”. Педагог: представьте, что вы зайчики. Светит солнышко, зеленеет трава на полянке. Зайчики вышли погулять. (Дети садятся на корточки и прыгают.) Какие у зайчиков ушки? (Дети поднимают руки и прижимают их к голове.)

“Походка”. Педагог объясняет правило игры: показать, как ходит названный им сказочный персонаж или животное (например, Буратино, Снежная Королева, Красная Шапочка, Кащей Бессмертный, Незнайка, утка, индюк, цыпленок, медведь и т.д.)

“Цапля”. Дети снимают обувь и образуют круг. Педагог: представьте, что вы цапли и живете на болоте. Чтобы отдохнуть и поспать, цапля, стоя на одной ноге, другую сгибает и поднимает(показывает). Вы тоже решили отдохнуть: поднимите одну ногу, а другую согните в колене, руки на поясе. Закройте глаза и замрите. Упражнение повторяется несколько раз с переменой ног.

“Ласточка”. Педагог показывает образец движения: встать прямо, наклониться вперед и, удерживая туловище в горизонтальном положении, отвести руки и левую ногу назад. Дети повторяют.

“Аист”. Педагог: представьте, что вы аисты. У аиста длинный клюв и длинные ноги. (Изображает аиста: ноги вместе,руки подняты вверх.) Он ходит по болоту и ищет лягушек.(Полный наклон вперед, руками коснуться пола и произвести хватательные движения.)Ищет, ищет — нашел и съел. (Упереться ладонями в пол и застыть в этом положении.) Съел и дальше пошел. (Движения повторяются. )