02.12.2017      753      0
 

Этапы психического развития ребенка

Изучение психического развития детей является частью возрастной психологии, изучающей механизмы психического развития личности на различных…


Изучение психического развития детей является частью возрастной психологии, изучающей механизмы психического развития личности на различных возрастных этапах и условия перехода одного возрастного этапа в другой. Возраст можно условно разделить на паспортный и биологический (он не связан с датой рождения, а характеризуется признаками психической зрелости, свойственными тому или иному периоду жизни).

Существует много классификаций возрастного развития, одной из самых интересных является периодизация психического развития, предложенная Эриком Эриксоном, впервые опубликованная в 1950 году. Эриксон выделил 8 психологических стадий развития «Я», в течение которых личностью устанавливаются базовые ориентиры как по отношению к самому себе, так и к социуму, при этом процесс становления личности не имеет конечной точки, а продолжается на протяжении всей жизни человека. Для каждой из стадий психологического развития Эриксоном описаны собственные параметры, способные значительно изменяться.

В психическом развитии ребёнка первая стадия характеризуется развитием социального взаимодействия ребенка, этот параметр может изменяться от положительного (доверия) до отрицательного (недоверия). Эта стадия соответствует оральной фазе в классическом психоанализе по Фрейду. Степень доверия ребенка к окружающему миру, социуму, и даже самому себе полностью зависит от того, насколько хорошо к нему относятся и полно удовлетворяют потребности. Если ребенок окружен заботой и лаской, получает всё желаемое, он воспринимает мир уютным и безопасным местом, это отношение в дальнейшем переносится в последующие стадии его психического развития.

Наказываемый, лишенный заботы и ласки ребенок вырабатывает недоверие, подозрительность и боязливость по отношению к социуму и миру в целом, этот отрицательный посыл сохраняется при его дальнейшем становлении как личности. Однако каждая последующая стадия развития может изменить первоначальные установки, это состояние психики ребенка не является статичным, в зависимости от дальнейших условий возможна полная инверсия отношения к миру. Хороший учитель в школе может научить озлобленного и подозрительного малыша из не благополучной семьи доверию к окружающим, а конфликтная ситуация в семье, потеря родителей или другое эмоциональное потрясение может сделать открытого, доверчивого ребенка настороженным и опасливым в отношении людей, самого себя и окружающего мира.

Следующая, вторая стадия психологического развития растягивается на второй и третий годы жизни, основные её характеристики это достижение равновесия, самостоятельность и нерешительность. Моторные навыки ребенка совершенствуются, он обретает способность бегать, прыгать, лазать, открывать, толкать, бросать, и это причина огромной гордости и стремления всё делать самостоятельно.

На этой стадии очень важно не мешать ребенку, не торопить его и в то же время не ограничивать, в таких условиях рождается чувство контроля над своим телом, ощущение собственного физического совершенства, овладения самим собой, приходит самостоятельность. Если родители и воспитатели начинают делать за ребенка то, что он мог бы сделать сам – это рождает чувство стыда и нерешительность. Понятно, что нет таких родителей, которые хотя бы иногда не сделали бы что-то за своего ребенка, но единичные эпизоды детская психика вполне может пережить.

Систематические замечания и одергивания, неразумная брань за маленькие неприятности, которые случаются с любым ребенком этого возраста приводят к формированию стыда перед окружающими людьми и неуверенности в своих силах. Результатом этой стадии психического развития будет формирование уверенности в собственных силах или же нерешительность, которую ребенок унесет в будущую жизнь, если последняя будет доминировать, это негативно отразится на самостоятельности в подростковом и взрослом периодах жизни. Во время последующих стадий психического развития ребенка эти установки так же могут трансформироваться и измениться под влиянием внешних факторов.

Четвертый и пятый годы жизни третья стадия характеризуются формированием баланса предприимчивости и чувства вины. Ребенок уже многое умеет, его игры становятся разнообразными, наполненными фантазией, у него возникает множество вопросов, которые он постоянно задает взрослым. Если самостоятельность в выборе игр не ограничивать, отвечать на вопросы всерьёз и подробно, из ребенка вырастет предприимчивый взрослый, если же постоянно давать ребенку понять, что его двигательная активность раздражает, вопросы глупы и назойливы, игры не имеют смысла, он приобретает чувство вины, сохраняя его на последующих этапах жизни.

Четвертая стадия развития это возраст от шестого до одиннадцатого года жизни, это период, когда у ребенка формируется умелость или же неполноценность. Ребенок в этом возрасте способен к организованным занятиям, жизни по расписанию, дедукции. Как ни в одном другом периоде жизни обострен интерес к устройству вещей, как это сделано и почему работает. Энтузиазм к освоению трудовых навыков является сущностью этой фазы психического развития ребенка, и если его поощрять к творческим играм, имитирующим строительство, рукоделие, домоводство, из ребенка вырастет умелый взрослый, мастер на все руки. Если же родители будут запрещать подобные игры из-за того, что они, как правило, сопровождаются производством большого количества мусора, например, то у ребенка сформируется неполноценность. В этом возрасте огромную роль играет школа, она способна как негативно отразиться на умелости вследствие менее других детей развитой сметливости, так и помочь, если ребенку запрещают играть дома.

Завершает этапы детского развития кризис подросткового возраста. Пятая стадия по Эриксону продолжается от 12 до 18 лет, и является завершением всех предыдущих стадий, но не завершением формирования личности в целом. Суть её в идентификации собственной личности, если подростку не удается осознать себя, начинается путаница ролей. Физическое и психическое созревание подростка сопровождается появлением новых взглядов на вещи, новыми желаниями и ощущениями. Подростки склонны создавать идеальный воображаемый мир, мысленные идеалы общества, семьи, религии, реально существующий мир проигрывает этим грезам. Он может увлечься любыми теориями и мировоззрениями, которые способны приблизить окружающую реальность к идеалу, это служит нередкой причиной возникающих конфликтов.

Главная задача этого периода психического развития сформировать разрозненные представления о самом себе в единое целое, выработав понимание собственного «Я». Осмысление самого себя и проецирование этого образа в будущее — залог полного осознания подростком того, кто он на самом деле, где он сейчас находится и куда нужно двигаться дальше. Отсутствие такой идентификации «Я» приводит к путанице ролей и социальной дезадаптации. Здесь кроются корни подростковой преступности и асоциальных молодежных движений. Родители уже почти не могут влиять на этот процесс, всё возможное было сделано на предыдущих этапах. Если подросток пришел к кризисному возрасту с выработанным доверием, самостоятельностью, умелостью, идентификация «Я» завершается благополучно, если же нет – возникает путаница ролей.

Однако надо отметить, что результат кризиса подросткового возраста ещё не окончателен, в течение последующих периодов жизни всё может измениться под влиянием различных факторов социальной среды. Вполне возможно как возникновение новых проблем, так и решение старых, казавшихся не решаемыми.