Времена, когда дети, как каменные изваяния, неподвижно сидели, ловя каждое слово учителя, помнят только школьные старожилы. Чрезмерная суетливость и нервозность современных школьников — настоящий бич их учителей и родителей. И дело тут вовсе не в плохом воспитании (как любят говорить некоторые учителя). Всему виной синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Как проявляется гиперактивность?
Проявляется СДВГ по-разному. Это могут быть:
- повышенная двигательная активность, непрекращающаяся суетливость;
- импульсивность, порывистость движений;
- постоянная болтливость: даже если его не слушают, ребенок продолжает разговаривать сам с собой, задает очень много вопросов;
- агрессивность — ребенок часто злится на взрослых и детей;
- частые перемены в настроении (причем от бурного восторга до отчаяния);
- высокая раздражительность;
- отказ от коллективных игр, совместных действий;
- заниженная самооценка, пессимистичный настрой;
- ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться.
Даже бегло ознакомившись с двумя-тремя характеристиками проявления гиперактивности, легко догадаться, что такие дети постоянно навлекают на себя гнев и раздражение взрослых. Но, товарищи взрослые, дети-то не виноваты! Им и самим не сладко от такой жизни! Не зря же большинство специалистов указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу. Решать эту проблему надо с трех сторон: с медицинской, психологической и педагогической.
Откуда берется гиперактивность?
Чаще других называют генетическую предрасположенность и родовые травмы (стрессы, инфекционные заболевания во время беременности, чрезмерное употребление алкоголя, попытки прервать беременность или угроза выкидыша, длительные или с осложнением роды, недоношенность детей).
Не последнее место занимает социально-психологическая причина: ссоры и конфликты в семье, жестокость в воспитании.
Как же помочь гиперактивному ребенку?
Вот несколько советов:
- Запаситесь выдержкой и терпением.
- Попытайтесь наладить доверительные отношения с учителем и поддерживать с ним постоянную связь (вы должны быть союзниками и единомышленниками!).
- Скорректируйте распорядок дня вашего чада, оберегайте его от переутомления. Если есть малейшая возможность, не оставляйте свое чадо в группе продленного дня. После уроков таким детям желательно побыть в одиночестве или наедине с любящими его взрослыми в домашней атмосфере, которая дает ребенку чувство защищенности.
- Попробуйте предложить ребенку дневной сон, но если есть сложности с засыпанием, то его можно заменить чтением вслух, рисованием или другим спокойным занятием.
- Хвалите почаще. Особенно хвалите за выполнение заданий, требующих проявление внимания, акцентируйте его успехи.
- Старайтесь при общении с ребенком говорить спокойно, мягко, не повышая тона. Эти дети очень чутко улавливают нотки раздражения, гнева в голосе, и их реакция может быть агрессивной.
- Почаще давайте ребенку в руки резиновый мяч. Сжимая и разжимая его, ребенок будет проявлять меньшее беспокойство и меньшую порывистость движений.
- Постарайтесь обеспечить ребенку как можно больше движения, направленного в мирное русло (ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки и лечебная физкультура пойдут только на пользу!).
И что самое главное, не забывайте: ваш ребенок нуждается в особом терпении!