12.12.2013      1093      0
 

Автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в]-[ф]

Тема: автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в] – [ф]. Задачи занятия: Автоматизировать звук [ч] в слогах,…


Автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в]-[ф]

Автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в]-[ф]

Тема: автоматизация звука [ч], дифференциация звуков [в] – [ф].

Задачи занятия:

  • Автоматизировать звук [ч] в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Дифференцировать звуки [в] и [ф] на слух и в собственном произношении в звуковых рядах, слогах, словах.
  • Развивать интонационную сторону речи:

1. тренировать умение менять темп проговаривания на уровне текстов;

2. тренировать умение интонировать вопросительное ударение.

План-конспект

Автоматизация звука [ч]

1. Организационный момент.

Логопед предлагает ребенку картинку парохода и просит показать, как плывет пароход (ч-ч-ч-ч…).

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка: “ч-ч-ч”.

2. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай слог». Логопед произносит слоговые ряды, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком [ч]: па-на-ча-ва-со-чо-шо-ко; ту-чу-жу-ко-жо-мо-ча-ша.

3. Артикуляционная гимнастика

Лягушка — хоботок (чередование улыбки и трубочки);

Лопаточка (положить широкий язык на нижнюю губу);

Качели (улыбнуться, открыть рот; на счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы, нижняя челюсть при этом неподвижна);

Лошадка (улыбнуться, открыть рот; пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки; рот при этом открыт, язык должен быть широким; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной);

Гармошка (улыбнуться, открыть рот; присосать широкий язык к небу; не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

4. Характеристика звука [ч]. Логопед просит ребенка дать характеристику звука [ч]: согласный, мягкий, глухой.

5. Автоматизация звука [ч] (+ работа над интонационной стороной речи) 

на уровне слога:

Задание 1. Игра «Кто быстрее». Логопед предлагает ребенку повторить ряд слогов сначала в медленном, а затем в быстром темпе: ач-ач, уч-уч, оч-оч, еч-еч.

Задание 2. Логопед просит ребенка произнести столько раз слог «ач», сколько услышит хлопков.

на уровне слов:

Задание 1. Логопед дает ребенку картинки и просит назвать нарисованные на них предметы в уменьшительно-ласкательной форме по образцу: река — речка (рука, яблоко, жук, цветок, мяч, грач, луч, дочь, калач, ключ).

Задание 2. Загадки.

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Упадет — подскочит,
Ударишь — не плачет. (Мячик)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в руке. (Удочка)

Белая бочка,
нет в ней ни сучочка. (Яичко)

на уровне предложений:

Задание 1. Логопед предлагает ребенку произнести скороговорку с переспрашиванием. Логопед читает одну строчку, потом ребенок проговаривает эту же строчку с вопросительной интонацией.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу — я сейчас зажгу свечу,
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча — светит в комнате свеча!
Чи-чи-чи-чи-чи-чи-чи — как темно нам без свечи!
Че-че-че-че-че-че-че — огонечек на свече.
Ча-ча-ча-ча-ча-ча-ча — ясно светит нам свеча!
Синичка, синичка – воробью сестричка.

Задание 2. Логопед предлагает ребенку произнести чистоговорку с переспрашиванием. Логопед читает одну строчку, потом ребенок проговаривает эту же строчку с вопросительной интонацией.

Овечки без челки
И пчелки без челки.
Не плачут овечки,
Не плачут и пчелки,
Что нет у них челки.

6. Физкультминутка.

Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(прыжки на месте)

Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идет:
«Где здесь пчелы, где здесь мед?»
(ходьба на месте)

А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(потягивания — руки вверх)

И вокруг запели птицы!
(потягивания — руки в стороны)

Ну а нам пора учиться!
(ребенок садится за парту)

Дифференциация звуков [в] — [ф]

1. Характеристика звуков. Логопед просит ребенка дать характеристику звуков [в], [ф], уточняет ее.

Звук [в]: согласный, твердый, звонкий.

Звук [ф]: согласный, твердый, глухой.

2. Дифференциация [в] — [ф]:

на уровне слогов:

Задание 1. Дифференциация на слух. Логопед произносит слоговые ряды, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит одинаковые слоги, топает — когда слоги различны: ва-ва-ва, ва-фа-ва, фа-фа-фа, ва-ва-фа.

Задание 2. Дифференциация в собственном проговаривании + работа с ритмом. Логопед показывает ребенку картинки, ребенок называет подходящие к картинкам слоги:

тигр прыгает на тумбу — ап-оп-ап-оп-ап
охотник стреляет из ружья — пиф-паф-пиф-паф (+ ускорять темп — охотник стал стрелять чаще)
Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал: “ВВВВВВ!”
Дул он долго, зло ворчал
И деревья все качал: “ФФФФФФ!”

на уровне слов:

Задание 1. Логопед произносит слова, ребенок поднимает картинку с колокольчиком (если звук [в]) или картинку с перечеркнутым колокольчиком (если звук [ф]): Фонарь, веник, диван, кофе, дельфин, дерево, новость, творог, флаг, овца.

Задание 2. Логопед просит ребенка разложить на две группы картинки, названия которых включают оппозиционные звуки, а затем назвать эти слова:

ветка — конфетка
влага — фляга
сова — софа
вата — фата

на уровне предложения:

Игра «Хитрые звуки» — звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Логопед предлагает ребенку предложения, а ребенок должен определить, какое из них правильное.

На дереве растет ветка. На дереве растет конфетка.
В лесу живет сова. В лесу живет софа.
У невесты на голове вата. У невесты на голове фата.

Итог. Оценка.

Что мы сегодня делали на занятии?

Какие звуки мы с тобой повторяли?

Ты сегодня молодец, занятие окончено, можешь идти.

Источники материалов

  • О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”. Санкт-Петербург, 2010;
  • Тарасова А.В. “Упражнения на каждый день”. М.-2008;
  • Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [Ч]” . М.-2005;
  • Ушакова О.С. “Занятия по развитию самостоятельной речи”. М.-2010;
  • Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. “Логопедические игры”. М.-2010;
  • Гомзяк О.С. “Говорим правильно в 6-7 лет”. М.-2009;
  • Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь “Звуки [В]-[Ф]” . М.-2005;
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Хлоп-топ” (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009. Селютина М.Н., учитель-логопед